Роли, функции и поведение психолога на консультации, приёме и в общении

main avatar oleg tet

Олег Тет

Советник персональный, корпоративный и общественный

по психологическим и личностным, организационным и управленческим вопросам, информационной среде и развитию

Роли, функции и поведение психолога на консультации, приёме и в общении

Психолог в процессе своей работы в зависимости от ситуации может занимать разные роли в отношении обратившегося к нему человека. Давайте поговорим о некоторых ролях, которые свойственные психологам в процессе их работы!

Роль – это некий подход, некий формат отношений, который один человек занимает в отношении другого.

При этом нужно отметить, что речь не идёт об игре или о какой-то искусственной наигранности. Речь идёт действительно о тех подлинных чувствах и психологических состояниях, в которых психолог находится в процессе своей работы.

Некоторые роли могут быть очевидны и визуально заметны, иные же роли незаметны и неочевидны для внешнего наблюдателя.

Давайте попробуем описать роли психолога на консультации простыми словами и общедоступными терминами. Некоторые роли могут перекрывать друг друга в разных областях и в чём-то быть схожими, либо отличаться друг от друга только деталями.

Также данные роли свойственны психоаналитикам, коучам и тренерам личностного роста, а также ряду других специальностей.

Роли, которые свойственны психологу

Психолог как советник

Одной из главных ролей психолога является роль советника, который, действуя в интересах клиентах, на основании своих знаний и опыта, формирует рекомендации и советы клиенту в рамках оказываемых услуг консультаций.

Роль советника подразумевает беспристрастную оценку ситуации, исходя из предоставленной человеком информации, а также исходя из собственных наблюдений психолога, понимание психологом целей, которые человек желает достичь, и формирование рекомендаций по последующим действиям, которые, по мнению психолога, помогут человеку достичь нужного результата в нужной области.

Психолог как слушатель

Одна из важнейших функций и ролей психолога – это слушатель. Умение внимательно, вовлечено и заинтересовано слушать обратившегося к психологу человека является одной из базовых, основных его умений.

Слушает психолог вовлечено, сопереживательно, погружаясь в переживания и эмоции человека, старясь их понять, но не поддаваясь и не вовлекаясь в само эмоционально состояние человека лично.

Человеку данный подход позволяет выговориться, высказать свои подлинные, настоящие оценки и суждения, позволяет рассказать о своих эмоциях, мыслях и переживаниях. Порою психологу человек может рассказать о тех своих мыслях, эмоциях и поступках, о которых не может рассказать даже своим самым близким людям – родственникам и друзьям.

Психолог, благодаря внимательному слушанью человека, может понять его, понять его чувства и эмоции, понять ход его мыслей, что поможет в его дальнейшей работе и формулировании советов и рекомендаций, если они необходимы.

В процессе слушанья человека психолог может задавать дополнительные вопросы:

  1. Уточняющие вопросы для того, чтобы лучше понять человека;
  2. Наводящие вопросы, которые уже являются элементом помощи человеку, позволяющие наводить его на полезные и конструктивные мысли, которые будут полезны ему для решения стоящих перед ним задач.

Психолог как понимающий

В процессе общения с человеком психолог всегда старается понять его и обозначить своё понимание как рациональное – понимание доводов и логики человека, так и эмоциональное – понимание его чувств и эмоций.

Психолог не играет в понимание и не демонстрировать то, чего нет. Если психолог показывает понимание – это значит, что он действительно понимает человека. Если же психолог не может понять собеседника, то он аккуратными вопросами в уважительной форме старается уточнить непонятные для себя темы и стороны поднятой темы.

Понимание со стороны психолога позволяет снять напряжение человека, позволяет ему почувствовать понимание себя, что важно для большинства людей, что в свою очередь позволит ему больше раскрыться, и более подробно и детально излагать свои мысли и чувства.

Психологу понимание человека важно для установления более прочной связи с ним, доверительной атмосферы во взаимоотношениях, что будет важно в части помощи человеку в решении его задач.

Психолог как поддерживающий

Эмоциональная поддержка также крайне важна в процессе работы психолога. Психолог старается поддержать человека и успокоить его эмоции и чувства тех ситуациях, когда это необходимо. Это важная сторона работы психолога.

Большинству людей важно получить эмоциональную поддержку, выраженную в искреннем сострадательном и сопереживательном понимании, лишённую осуждения, наигранности и притворства.

Для работы психолога важно успокоить негативные эмоции человека для того, чтобы направить его на созидательный путь решения стоящих перед ним задач.

Психолог как мотивирующий

Мотивация крайне важна для решения любой задачи, которую ставит перед человеком жизнь, либо которую он сам ставит перед собой.

Проблемы с мотивацией испытывает множество людей, которых тормозит лень, апатия, прокрастинация, нежелание совершать поступки даже в тех областях, в которых умом они понимают, что нужно действовать.

Помимо того, что психолог объясняет причины подобной ситуации и помогает решить проблемы с ленью, апатией, нежеланием и отсутствием мотивации на системном уровне, он также лично участвует в мотивировании человека для того, чтобы он продолжал двигаться вперёд.

Психолог может мотивировать человека как открытым, так и неочевидным способом.

  1. Открытое мотивирование – это прямое подбадривание или призыв к действию.
  2. Неочевидное или скрытое мотивирование может выражаться в разных формах:
    1. Приведение как бы невзначай примеров успешных решений той проблемы или задачи, с которой столкнулся человек;
    2. Обучение техникам, которые помимо своей прямой роли также будут сказываться на увеличении эмоциональных сил человека и его мотивации.
    3. Повышение самооценки человека и его уверенности в собственных силах;
    4. Высказывание личной уверенности в том, что человек сможет достичь поставленной цели;
    5. Иное.

Психолог как учитель и объясняющий

Нередко для того, чтобы помочь человеку, его нужно научить определённым навыкам, знаниям и подходам. Психолог берёт на себя эту роль тогда, когда того требуют обстоятельства.

Зачастую человеку для того, чтобы решить свою проблему, нужно понять, почему она возникла. В этом человеку помогает психолог, который опираясь на свои знания психики человека и её законов, а также на свой опыт, объясняет, рассказывает и тем самым учит человека.

Обучение играет важную роль в работе психолога, и оно состоит из двух направлений:

  1. Передача знаний о психике человека и её законов, которая состоит из объяснения различных закономерностей личности человека, причинно-следственных связей и иного материала, как на примере самого человека, так и на сторонних примерах;
  2. Обучение человека навыкам, техникам, упражнениям и подходам, которые будут полезны ему в ходе решения стоящих перед ним задач.

Психолог в своей обучающей деятельности всегда корректен, подходит к этой задаче с должным уровнем терпения и уважения к человеку. Психолог никогда не будет критиковать то, что человек не может ухватить суть вопроса или освоить нужные навыки, но будет хвалить даже за небольшое продвижение вперёд.

Психолог как тренер и коуч

На первый взгляд может показаться, что роль тренера или коуча идентична роли учителя, но это не совсем так. Схожесть между ними бесспорно есть, но есть и существенные различия.

Психолог прибегает к роли наставника, тренера или коуча только в двух случаях:

  1. Когда видит в этом необходимость и понимает, что подобный формат отношений даст наилучший результат;
  2. Когда человек сам хочет и просит психолога о подобном подходе.

Роль психолога-тренера помогает человеку лучше собраться, сконцентрироваться, задействовать спящие области своего личности, и «засучив рукава» активно приступить к решению своих задач при требовательном, но добром, вовлечённом и уважительном подходе психолога.

Отличие роли тренера и коуча от всех прочих ролей психолога заключается в том, что в иной работе психолог не демонстрирует и не высказывает своей личной, эмоциональной заинтересованности в результатах человека.

В случае подхода психолога к работе как тренера и коуча, психолог может применять свою личную эмоциональную заинтересованность, как мотивационный фактор в своей работе, а также иные подходы, несвойственные иным ролям психолога.

Но в любом случае работа психолога всегда направлена на достижение целей и задач обратившегося к нему человека.

Психолог как направляющий и проводник

Все слова, которые говорит психолог, все темы, которые он поднимает, и все вопросы, которые задаёт человеку, играют свою конструктивную роль, и направлены они на помощь человеку в решении стоящих перед ним задач очевидным и неочевидным образом.

Даже простое отвлечение внимания человека на сторонние темы, которые могут показаться незначимыми или не имеющими отношения к проблеме, также имеет значение.

В процессе всего общения с человеком психолог выполняет роль направляющего, роль проводника, как правило, незримым и неочевидным для человека образом. Психолог направляет ход мыслей человека и аккуратно воздействует на его эмоции, чтобы привести их в конструктивное русло.

В этом смысле психолог похож на проводника, которому местность известна, и который ведёт за собой человека, который местность не знает, для того чтобы он достиг желаемого ему местоположения (результата) и вышел к желаемой цели.

Во многом вследствие этой работы многие люди ощущают улучшение своего психологического состояния, появление новых эмоциональных сил и надежд на лучшее, изменение своего восприятия различных ситуаций в процессе простого общения с психологом, даже не замечая этой работы с его стороны.

При этом многие ощутившие на себе данный эффект люди на вопрос о том, что же психолог такого сказал или сделал, что привело к таким позитивным результатам, не смогут дать точный ответ – скажут, что просто поговорили с психологом, ничего особенного не происходило.

Психолог как аналитик

Роль аналитика выполняют не только психологи, специализирующийся на психоаналитике, но и все остальные специалисты в области психологии.

Психологу порою бывает нужно, подобно сыщику или детективу, распутать клубок мыслей и чувств человека, и установить причинно-следственные связи между различными мыслями, чувствами, событиями, образами и людьми для того, чтобы, используя эти знания в своей работе с человеком, помочь ему самому понять себя и помочь ему решить стоящие перед ним задачи.

Данная роль, как правило, незаметна для человека, обратившегося к психологу, поскольку психолог проводит её у себя в голове, получая от человека необходимую для этого информацию как ту, которую человек рассказывает по собственной инициативе, так и ту, которую психолог получает после уточняющих или наводящих вопросов.

Психолог как прогнозист

Прогнозирование ситуации также является одной из областей, в которой действует психолог. Прогнозирование играет важную роль в жизни человека, поскольку позволяет ему смоделировать возможное будущее и отталкиваясь от различных его вариантов, направлять свою деятельность в определённое русло для получения желательного результата.

Психолог может осуществлять прогнозирование в следующих областях:

  1. Развитие во времени различных процессов в психике человека: чувств, мыслей, эмоций, образов, мотивации, страхов, черт характера, иного;
  2. Изменение во времени взаимоотношений человека с иными людьми в разных ситуациях и при разном поведении;
  3. Изменение восприятия человека и его характера в разных условиях и при разных обстоятельствах;
  4. Поведение и поступки человека, а также людей из его окружения, в разных условиях и обстоятельствах;
  5. Последствия для личности человека тех или иных событий в разных условиях;
  6. Иное.

Прогнозирование психологом выполняется как по просьбе человека, так и по собственной инициативе для решения определённых задач в своей работе: для мотивирования человека, объяснения различных особенностей и закономерностей, иных целей.

Психолог как эксперт

Психолог выступает в роли независимого эксперта по психологическим и личностным вопросам, давая свою профессиональную оценку и высказывая своё экспертное мнение по вопросам и темам, которые интересны человеку, обратившемуся к психологу.

Роли, которые не использует психолог

Ролей во взаимоотношениях между людьми существует огромное множество и большинство из них не подходит для работы психолога.

Например, психолог будет стараться дистанцироваться от таких ролей, как родитель, друг, сплетник, не будет поддерживать критику (даже заслуженную), которую может озвучивать человек в адрес своего обидчика.

Давайте перечислим некоторые роли, которые могут показаться подходящими для психолога, но тем не менее которые в процессе своей работы не использует или старается избегать.

Психолог – не друг и не родитель

Дружеские и родительские отношения прямо подразумевают эмоциональную заинтересованность в результатах другого человека (друга, подопечного или ребёнка), а данная эмоциональная заинтересованность со стороны психолога может сильно помешать его работе (см. ниже).

Поэтому психолог будет избегать дружеских отношений или отношений, похожих на покровительствующие или родительские, в процессе своей работы с человеком.

Психолог – не врач / не доктор

Психолог не занимается лечением человека, поэтому не выстраивает с ним отношения «врач – больной».

Отношения «врач – пациент» подразумевает отношения, когда врач действует, а пациент принимает действия врача, но не участвует в самом процессе. Поскольку процесс лечения – это одностороннее действие: врач осуществляет лечение, а пациент принимает его. В рамках лечения врач сам собирает информацию, сам ставит диагноз и сам принимает решения о необходимом курсе лечения.

Врач выступает в роли актора – действующего лица, а пациенту остаётся только одна роль – роль принимающего или отвергающего: либо согласиться с предложенным лечением, либо отказаться от него. Пациент не принимает участия в процессе выработки решения – все решения принимает врач, а пациент только либо соглашается, либо отказывается от предложенного лечения.

Вследствие подобного построения взаимоотношений личность пациента бездействует и полностью полагается на действия врача, ожидая положительного эффекта от его действий. Это приводит к ряду эффектов, которые психолог стремится избежать в своей работе:

  1. Формируется психологическая зависимость у пациента к личности врача, которая воспринимается как основная действующая сила, и с которой связывается процесс достижения результата и сам результат;
  2. Снижается самооценка пациента, поскольку он выступает в качестве объекта, над которым совершает действия врач, и от которого без воли врача ничего не зависит.

Работа психолога строится на активной позиции самого человека, в камках которой он принимает ответственность за свою жизнь и за своё состояние на себя, где центром и главным действующим лицом является сам человек, а не психолог. Психолог выступает только в роли советника и помощника, который направляет человека, помогает ему, оказывает позитивное влияние, но действует сам человек.

Психолог – не критик и не сплетник

Психолог не будет поддерживать критику человека в адрес других людей, хотя может обозначить своё понимание тех эмоций, которые толкают человека к подобной критике.

Также психолог не станет поддерживать сплетни о других людях, но в рамках своей работы в определённых условиях может внимательно выслушать то, что ему хочет рассказать обратившийся к нему человек.

Психолог не жалеет и не осуждает

Психолог не будет выступать в роли жалеющего, поскольку это формирует и поддерживает образ человека как жертвы, и тем самым снимает с него ответственность за произошедшие, происходящие или предстоящие события.

Снятие личной ответственности за свою жизнь лишает человека возможности действия, и как следствие лишает его возможности управления ситуацией и направления её в нужное для человека русло.

Но психолог может выступать в роли сострадающего – понимающего тяжёлые чувства человека, которые он может испытывать, например в силу несправедливости совершённой или совершаемой в отношении него.

Также психолог не будет осуждать ни самого человека, который обратился к нему, ни иных третьих лиц, например в рамках тех обвинений, которые в их адрес озвучивает обратившийся к психологу человеку.

Психолог не оценивает

Психолог будет стараться избегать личных эмоциональных оценок и суждений о людях, событиях, поступках, явлений и ином.

Например, психолог не будет говорить о том, что ему что-то нравится, а что-то нет, что он что-то одобряет, а что-то осуждает, что-то приветствует, а что-то отвергает, также не будет давать прочих схожих оценок.

Психолог в своей работе будет полагаться только свои знания и опыт в обсуждении тех или иных вопросов, людей, явлений, событий, иного.

Отношения между психологом и человеком

Одна из главных задач психолога установить с человеком отношения, в рамках которых психолог выступает в качестве внешнего, доброго и понимающего, но эмоционально незаинтересованного в результате слушателя, советника, помощника и учителя.

Подобная роль психолога позволяет человеку, пришедшему к нему на консультацию, наиболее раскрыться, не опасаясь осуждения или непринятия со стороны психолога. Одновременно с этим лишает человека возможности манипулирования психологом, втягивания его в свои эмоциональные проблемы и перенесения вины на самого психолога. Также данная роль избавляет от множества иных отрицательных факторов, которые могут возникать при ином построении взаимоотношений между психологом и обратившемся к нему человеком.

Эмоциональная незаинтересованность психолога при работе с человеком крайне важна, поскольку эмоциональная заинтересованность приводит к повышению субъективности психолога, его ангажированности и предвзятости, что может сильно осложнить работу психолога, снизит её качество, а также может вовсе привести к деструктивным последствиям.

Заключение и итог

Ролей во взаимоотношениях людей существует огромное множество. Психолог, перед которым стоит задача помочь человеку, использует те роли, которые будут наиболее эффективны и продуктивны в целях содействия человеку в решении его задач.

Психолог может выступать в качестве советника, слушателя, учителя, наставника и тренера, проводника, аналитика, прогнозиста, эксперта, выполнять роль понимающего, поддерживающего, мотивирующего и объясняющего, а также ряд иных ролей.

Конечно, все вышеперечисленные роли – это далеко не все роли психолога на консультации, приёме и в общении. Помимо этого, даже перечисленные роли можно ещё разделить на дополнительные составляющие их функции.

Психолог не будет выступать в роли друга, родителя или покровителя, критика или сплетника, не будет строить отношения вида «врач – пациент», а также не будет выступать в ролях жалеющего, критикующего, осуждающего или оценивающего.

Психолог будет выстраивать с человеком конструктивные взаимоотношения, выступая в роли доброго, но эмоционально незаинтересованного в результате советника, эксперта и специалиста.

Итогом подходов психолога становятся такие взаимоотношения между ним и обратившемся к нему человеком, которые несвойственны иным социальным группам и видам отношений между людьми. Отношения психолога и обратившегося к нему человека, а также роль психолога в жизни человека отличны от всех иных форм взаимоотношений.

main avatar oleg tet

Олег Тет

Советник персональный, корпоративный и общественный

по психологическим и личностным, организационным и управленческим вопросам, информационной среде и развитию

Оценка материала

Информативность: 100% - 1 голосов
Полезность: 100% - 1 голосов
Уникальность: 100% - 1 голосов
Читабельность: 100% - 1 голосов
5

ИТОГ

Добавить комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Зарегистрируйтесь на сайте!

Получите дополнительные возможности и удобства, зарегистрировавшись на сайте через социальные сети! Это быстро и безопасно – всего один «клик»!

Подписывайтесь на наши группы и паблики!

Следите за обновлениями и новыми публикациями, подписавшись на наши группы и страницы в социальных сетях!

Вконтакте Олега Тета Telegram Олега Тета Олег Тет YouTube Олег Тет Одноклассники Олег Тет Дзен Олег Тет Facebbok Инстаграм Олега Тета Олег Тет Твиттер Олег Тет Facebbok

Поделитесь публикацией в социальных сетях!

Если вам понравилась публикация, то поделитесь ссылкой на неё в ваших социальных сетях!

Психология мышление Эмоция личность образность страх восприятие внимание влияние ответственность характер взаимоотношения личностный рост оценка обида поведение прогнозирование желание уверенность общение доброта чувство мотивация апатия лень доверие взаимопонимание положительная эмоция отрицательная эмоция уважение притворство поступок Всем субъективность понимание обучение дружба критика вина психологическое состояние несправедливость образ черта характера зависимость прокрастинация нежелание рациональность самооценка восприятие будущего осуждение одобрение сострадание Психологическая зависимость Терпение обвинение жалость манипуляция Психологам мыслеобраз эмоциональность психологическое влияние Текст сопереживание Консультация консультирование психологическое консультирование консультация психолога эмоциональная поддержка социальная роль ангажированность психоанализ психоаналитика коучинг наигранность подбадривание эмоциональные силы управление вниманием моделирование будущего сплетни эмоциональная заинтересованность покровительство лечение мышление жертвы предвзятость