Личность и характер руководителя – главный фактор успеха и развития организации
10 июня 2022Психологические (психические) спецоперации: что это, их цели, методы и этапы проведения
3 июля 2022Психика человека невероятно сложная и крайне интересная система, она многослойна и многопланова. В ней сочетаются как процессы, которые мы можем осознать, так и множество процессов, которые протекают бессознательно (в подсознании). Давайте поговорим о том, что такое сознательные, бессознательные и неосознаваемые процессы в нашей психике!
Психика человека подобна слоёному пирогу, где более поверхностные уровни строятся на уровнях, лежащих в глубине нашей психики. И при этом все уровни психики находятся в балансе и согласии друг с другом, либо стараются к нему прийти, если баланса в данный момент нет.
Заранее стоит сказать, что разделение любых процессов в личности человека на категории, группы, отделы, типы и виды всегда весьма условно. В подавляющем большинстве случаев провести чёткую грань между различными процессами невозможно по многим причина, одной из которых является то, что невозможно точно очертить то, где процесс начинается и где он заканчивается, когда начинается и когда завершается. И это помимо того, что многосложные процессы и вовсе затрагивают сразу все уровни психики человека.
Ключевым аспектом, разделяющим сознательное и бессознательное, является внимание, которое человек может направить на различные элементы, находящиеся внутри своей психики: образы, чувства, ощущения и так далее. Неосознаваемое – это то, на что обратить своё внимание человек не может. Давайте попробуем обсудить данную тему простыми словами.
Сознание и сознательные процессы
Сознание – эта область нашей психики, в рамках которой мы можем осуществлять управляемое и целенаправленное мышление. Внимание, которым мы можем управлять, является ключевым элементом сознания.
Всё, что мы можем понять, о чём можем подумать, что можем представить и вообразить, дать чему-то оценку, всё, что мы помним, всё, к чему мы можем сформулировать своё отношение и свои суждения, – всё это наше сознание. Так же неотъемлемой частью нашего сознания является внутренний диалог.
Именно наше сознание, как правило, мы принимаем за самих себя, принимаем за свою личность, но наше сознание – это лишь маленькая лодочка в огромном океане наших бессознательных и неосознаваемых процессов.
Например, мы можем взглянуть на цветок, который нам понравится, и мы запомним его образ, наши чувства к нему, наши эмоции. Теперь мы можем его вспомнить, можем о нём думать и представлять его, можем прийти к выводу, что такой цветок понравится любимой девушке и так далее. Это всё сознательные процессы.
Все описанные в примере выше процессы становятся следствием того, что нам цветок понравился, и этот факт мы можем запомнить, оценить, о нём мы можем размышлять. Но причина, по которой данный цветок нам понравился, находится намного глубже нашего сознания.
Сознание во многом является местом, где видны только последствия внутренних процессов, и где происходит их разбор. Как в примере с цветком – он нам понравился, и мы не понимаем почему, всё, что мы можем в своём сознании делать, так это следовать за этим, пытаться понять, запомнить, но всё это лишь следствие причины, которая находится в нашей психике глубже сознания – в бессознательных и неосознаваемых процессах.
Например, что-то вызывает у нас страх. В своём сознании мы только реагируем на возникший страх, можем пытаться понять его причину, можем бороться с ним, либо пробовать оправдать то, почему мы ему поддаёмся, но всё это лишь следствие страха, возникшего помимо нашей воли и желания.
Сознание в этом смысле самый поверхностный уровень нашей психики и самый зависимый от происходящих внутри нашей личности процессов. Сознание похоже на поверхность воды, по которой расходятся круги от того, что со дна поднялся пузырёк и лопнул на её поверхности.
Ключевым элементом сознания является такое явление как внимание. Именно способность сознания обращать своё внимание на различные объекты, как внутри психики человека, так и снаружи, отделает его от бессознательных процессов.
Логика и внутренний диалог являются важными элементами нашего сознания. Логика, как механизм мышления, и логика, как наука, это воспроизведение общих законов мироздания на понятном для нашего сознания языке, и обучение нашего сознания работе по этим принципам. Использование логики человеком во многом зависит от его интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу информации, а также от располагаемых им знаний.
Сознание можно сравнить с фонариком или прожектором, который внутри нашей личности подсвечивает определённые области, которые мы и осознаём. Иное же находится за пределами света прожектора, нам не видно, для нас не очевидно, скрыто от нашего взора.
Предсознание
Предсознанием, как правило, называют ту область бессознательного (подсознания), которая может быть осознана нами и вследствие этого может стать частью нашего сознания.
Например, мы общаемся с человеком, который нам что-то предлагает, и мы соглашаемся на его предложение. Далее выясняется, что он нас обманул, и мы понесли вследствие этого потери. А уже после этого мы, начиная анализировать произошедшую ситуацию, вспоминаем, что во время общения с человеком испытывали дискомфортные ощущения и психологическое напряжение, но не обратили на это внимание и не придали этому значение.
Вот эти ощущения, которые возникли в момент общения с человеком и которые были обойдены нашим внимание, можно назвать предсознанием. В процессе общения это был бессознательный процесс, но после того, как мы проанализировали ситуацию, проанализировали свои чувства и ощущения, обратили на них своё внимание, они стали частью нашего сознания.
Бессознательные процессы или подсознание
Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания. Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть.
Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.
К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.
Например, в детстве нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.
В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.
Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.
Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.
Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.
Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.
К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.
Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые процессы – это процессы в нашей психике, которые не попадают в область нашего внимания и не могут попасть – человек видит только итог работы этих процессов. Неосознаваемыми процессами являются те процессы, на которые при всём желании человек не может обратить своё внимание напрямую.
Самым главным базисом нашей личности являются те процессы, которые осознанию не поддаются (почти).
Например, мы идём по улице, и какие-то проезжающие мимо нас машины нам визуально (зрительно) нравятся, а иные нет. Или лица каких-то женщин или мужчин нам кажутся симпатичными, а иные – не очень красивыми. Или мы любим какие-то продукты питания и блюда, а иные – терпеть не можем.
В большинстве подобных случаев подобное наше отношение и реакция – это просто данность, которую невозможно понять и невозможно осознать, её можно только принять такой, какая она есть, .
Ещё более глубинными процессами являются, например, наши ощущения, а именно то, как мы ощущаем боль, удовольствие, щекотку и иное, то, как мы видим различные цвета, слышим различные звуки, как чувствуем различные запахи и ощущаем вкусы, и то, какие эмоции и чувства вызывают в нас различные звуки, цвета, запахи, вкусы и ощущения. Речь здесь идёт не о физиологии, а о восприятии, о том, что и как возникает в нашей психике при получении той или иной информации по тому или иному каналу.
Данные процессы, как и многие другие, являются одним из базисов архитектуры нашей личности и осознанию не поддаются.
Сознательное, бессознательное и неосознаваемое
Конечно, в рамках такой короткой заметки невозможно обсудить даже малую часть затронутой темы и имеющих к ней отношения явлений: память, внимание, роль внутреннего диалога в сознании и подсознании, озарение, интуиция и многое другое.
Как уже было отмечено выше, внимание является ключевым аспектом, разделяющим сознание и бессознательное (подсознание). То, на что обращено наше внимание, это то, о чём мы и можем думать. Верно и обратное утверждение: то, о чём мы думаем, на то и обращено наше внимание.
Внимание – это один из важнейших аспектов личности и психики человека. Как правило, наше сознание живёт своей жизнью, то есть наше внимание произвольно переключается на различные объекты, мы постоянно отвлекаемся на разные темы, и с трудом можем надолго сосредоточится на чём-то. Тренировка внимание, тренировка навыков управления им, умения концентрировать своё внимание и умение удерживать его, являются важными в области личностного роста и развития своей психики, а также важными в части осознания бессознательных процессов, а как следствие получению доступа к управлению ими. К теме внимания мы ещё обязательно вернёмся в будущих материалах.
Благодарю , Олег!
Всегда пожалуйста, Елена.