От кого зависят взаимоотношения и кто виноват в плохих отношениях?
31 марта 2022Нравственности уделяется большое внимание во многих обществах, культурах и религиях мира. Нравственность играет важную роль в жизни общества для его устойчивости и развития. Давайте поговорим о том, почему так происходит?
В одной из прошлых заметок «Почему безнравственность, распущенность и аморальность – это плохо?» мы разбирали, почему безнравственность, аморальность и распущенность разлагает психику и личность человека. Здесь же давайте поговорим о том, какое влияние распущенность и аморальность представителей общества оказывает на его состояние, стабильность и развитие.
Конечно, нравственность и мораль – это условные понятия, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кроме того, воспитать человека можно в рамках любой морали и любых устоев, назвав их правильными. Но мы, говоря об этих темах, будем исходить из значения этих слов, которое придаётся им на протяжении тысячелетий в разных обществах мира, и являющимися общими для подавляющего большинства религий, культур и обществ..
Как мы уже говорили в предыдущем материале, удовольствие играет крайне важную роль в психике человека, его личности и поведении. Человек стремится получать удовольствие и старается избегать страданий – это является основной функционирования психики человека.
Получать удовольствие человек может разными путями, начиная от естественного удовлетворения своих потребностей, заканчивая наркотическими веществами, либо разного рода извращениями.
Если человек испытывает чрезмерное количество удовольствия в определённой области, то его восприятие удовольствия начинает притупляется, что приводит к тому, что для того, чтобы получить нужное человеку количество удовольствия, ему нужно всё больше и больше стимуляции в этой области.
Подобный механизм можно наблюдать в любой области удовлетворения человеком своих потребностей, начиная от еды, заканчивая половым инстинктом.
Нравственность, воздержание и иные сдерживающие человека общественные, морально-нравственные и иные механизмы направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои потребности в меру необходимости и не допускал переизбытка, который, как уже было отмечено выше, губителен для его психики и приводит к её разложению.
В этом смысле моральность, нравственность общества играет важную роль в его развитии и сохранении, поскольку общество, где человеку разрешено всё для самоудовлетворения в неограниченных количествах, приводит к разложению личностей людей, которым для получения новой дозы удовольствия будет требоваться всё больше стимуляции и сами механизмы получения удовольствия будут радикализоваться.
Общество, где люди могут совершать любые действия, направленные на получение сексуального и иного удовлетворения, в котором нет охраняющих ограничений, обречено на атомизацию, деградацию и распад.
Поскольку человек, который не воздержан и не ограничен в получении удовольствия моралью и нравственностью по мере самоудовлетворения, как уже было отмечено выше, теряет чувствительность к удовольствию и нуждается всё более возрастающей стимуляции.
А это в свою очередь приводит к тому, что человек начинает страдать от неудовлетворённости, поскольку не может постоянно удовлетворять всё возрастающую потребность в новом удовольствии даже за счёт новых, радикальных и иных методов.
Вследствие этого в общественном сознании и подсознании начинает копиться вначале скрытая, а потом и очевидная агрессия, которая начинает выплёскиваться наружу в виде деструктивного поведения, повышением конфликтности между членами общества и общественными группами внутри общества, что и приводит общество к саморазрушению и деградации.
Давайте кратко опишем данным механизм последовательно:
- В обществе снимаются морально-нравственные, законодательные и иные барьеры, ограничивающие удовлетворение потребностей членов общества в разумных пределах;
- Члены общества начинают бесконтрольно самоудовлетворяться, стремясь получать всё больше удовольствия;
- У членов общества падает чувствительность к удовольствию, что приводит к необходимости всё большего удовлетворения и поиска новых, радикальных методов удовлетворения;
- С падением чувствительности членам общества становится всё труднее получить удовольствие от удовлетворения своих потребностей, что приводит к росту психологического напряжения и подсознательной агрессии;
- Подсознательная агрессия от неудовлетворённости начинает выходить наружу в деструктивных формах поведения, растёт конфликтность в обществе в плоть до крайних форм, приходит радикализация общественного сознания, атомизация общества, все общественные процессы начинают работать со сбоями;
- В целом общество деградирует, теряет внутреннюю стабильность и начинает распадаться, попутно проигрывая конкурентную борьбу другим обществам.
Таким образом выходит, что разумное ограничение членов общества в их возможности удовлетворения их потребностей является важным фактором стабильности общества, его развития и процветания.
Мораль, нравственность, воздержанность во многом являющаяся следствием тех догматов, которые были закреплены в религиях, играют крайне важную социальную роль, и без этих сдержек и разумных ограничений человеческое общество обречено.
Во многом наиболее распространённые религии и их устои являются устойчивыми и проходящими через тысячелетия учениями именно благодаря тому, что они несут в своих догматах работающие схемы социального выживания, позволяющие обществам, их исповедующим, сохраняться во времени и развиваться.