Зачем нужна консультация психолога?
3 февраля 2022Ассоциативные знания в психологии человека и внутреннее восприятие
5 февраля 2022Наше мышление так устроенно, что оно не терпит тёмных пятен в понимании и знаниях, и старается их избежать. Давайте поговорим о том, как мы можем объяснить любые явления на основании любых представлений о мире, и почему наше мышление к этому тяготеет!
Ощущение понятности всего в коллективном сознании
Образ окружающего мира, который хранится в головах большинства людей, и который был сформирован на основании обучения, образования и иной извне входящей в личность информации, таков, что у его носителя складывается ощущение, что мир, его законы, его природа в целом понятны. Да, конечно, есть вопросы, что-то неизвестно, но в целом всё ясно – так себе представляет окружающий мир большинство людей.
Какую бы историческую эпоху мы ни взяли, человечество, стоящее на более примитивном уровне развития, имеющее существенно меньше знаний об окружающем мире, всё равно имело тот же образ, то же ощущение, что в целом всё понятно, что в целом всё ясно.
Многие древние народы считали Землю плоской (а кто-то и сейчас считает) и им тоже казалось, что всё ясно, понятно и очевидно. И исходя из тогда имеющихся у них знаний, они давали объяснение всем окружающим их явлениям – тёмных пятен в понимании не было.
В любую эпоху, что раньше, что сейчас, человечество в целом и подавляющее большинство его представителей в частности считало и считает, что мир понятен, изучен, освоен, что тёмных пятен в глобальном понимании нет – есть только локальные незначительные вопросы, ответы на которые не повлияют на общую парадигму мышления.
Например, в некоторых племенах и народах ещё до открытия вирусных заболеваний, обнаружили, что иногда, когда заболевает человек, другие люди, подошедшие к нему близко, также заболевают. Этому было дано объяснение, что виною всему злые духи, которые вселились в человека и заставляют его через болезнь страдать. И если слишком близко подойти к такому человеку, то его злые духи перепрыгнут на подошедшего, вселятся в него, и он тоже заболеет, и уже тогда не стоит подходить к нему, чтобы всё не повторилось.
Это объяснение, данное в своё время, исходя из имеющихся на тот момент знаний (о вирусах, передающих от человека к человеку, знаний не было), было даже вполне разумным и даже давало защиту от невидимой угрозы, поскольку исходило из того, что к больному (поражённому злым духом человеку) подходить близко не стоит, иначе сам заболеешь, что верно в случае вирусного заболевания.
Иллюзия знания и практическое применение объяснений
Подобными и многими иными объяснением полнится наша жизнь, наше мышление и общественное сознание. Одни из них более близки к реальности, иные же в корне ошибочно. Но мы не сможем заметить, что наше объяснение далеко от истины или вовсе ошибочно, пока не появятся новые знания, как в примере с объяснением вирусных заболеваний вселением злых духов.
Желая давать ответы на все вопросы, человек и формирует общее представление о мире, как о понятном, изученном и очевидным. Подавляющее число людей живут со стойким ощущением понятности происходящих вокруг его событий.
Причин, которые толкают человека на формулирование объяснений по любому поводу, в нашей психике существует две:
- Практическая необходимость. Перед человеком и человечеством постоянно стоит задача выживания, а для выживания необходимо хоть какое-то, хотя бы верное лишь отчасти, но понимание и объяснение окружающих процессов и явлений. Например, в примере с вирусами и их объяснением, как вселившихся в человека злых духов, данное объяснение, хоть было далеко от реальности, но оно работало, защищало людей от инфицирования (они боялись подойти к больному, чтобы «злой дух» не перепрыгнул на них) и тем самым помогало им выживать.
- Ограниченность силы ума. Тяга человека к объяснению всего непонятного, и превращения непонятного в понятное, является одним из характерных элементов его мышления и прямо проистекает от ограниченных возможностей ума, которым наделён человек.. Непонятное – это переменная, под которой может скрываться всё, что угодно, а константа – это постоянная уже известная и определённая величина. Слишком большое количество переменных в мышлении человека приводит к избыточной нагрузке на него, и человек неосознанно желает избавиться от переменных, превращая их в константы.
О константах и переменных в мышлении, и том, на что они влияют, мы говорили в материалах: «Почему некоторые люди стараются всё и сразу объяснить?», «Ум, понимающий свою силу, но не понимающий свою слабость», «Ум человека – мир сомнений, неопределённостей и переменных», «Дурак думает, что он умный, умный же знает, что является дураком!».
Таким образом, человек старается дать объяснения всем неизвестностям и непонятностям, с одной стороны, для поиска практического решения, которое бы действительно работало и помогала решать те или иные задачи, а с другой – чтобы сэкономить ресурсы мышления и не перегружать его переменными.
Кроме того, с практической стороны объяснения постоянно проходят эволюционный отбор – неэффективные объяснение уступают место более эффективным, которые помогают лучше решать стоящие задачи, вне зависимости от того, насколько каждое из этих объяснений близко к реальности.
Всё можно объяснить и наше мышление к этому тяготеет
По описанным выше причинам, человек не только старается дать всему объяснение, но и обладает инструментарием для этого. Конечно, может показаться, что всё объяснить в условиях недостаточных знаний нельзя, но это не так!
Когда стоит (неосознанно или сознательно) задача дать объяснение, то оно непременно будет сформулировано для любого явления, с которым столкнулся человек, в рамках любых текущих знаний.
Для решения задачи по формулированию объяснения, ум человека может прибегать к различным уловкам, чтобы достигнуть поставленной цели. С одной стороны, текущее, существующее в любой момент времени, общественное представление о мире уже достаточно организовано, чтобы дать, хоть и неверное, но согласующееся с общей конструкцией, объяснение любому явлению.
Например, в древние времена многие явления просто объяснялись волей богов. Таким образом общественное представление о мире, как созданном и управляемом богами, уже позволяло давать объяснение любому непонятному явлению.
С другой стороны, если текущая научная парадигма, текущее общественное представление о мире не может по тем или иным причинам дать согласующееся с собой объяснение непонятному явлению, то тогда человек в индивидуальном качестве или группа людей (народ, социальная группа, всё человечество) может пойти на следующие меры:
- Отрицание явления или феномена. Если в рамках принятой парадигмы невозможно никак дать объяснение, то для сохранения целостного представления о мире люди подсознательно начинают сомневаться в самом явлении, и оно может быть объявлено как несуществующее, либо неправильно понятое;
- Замалчивание. Если в рамках текущей научной парадигмы дать в её границах разумный ответ и объяснение невозможно, но и отрицать существование явления или феномена тоже невозможно, то тогда возможной реакцией может стать замалчивание данной темы и исключения её из общественной дискуссии.
- Натяжение фактов. Также человек для формулирования согласующегося с принятой научной парадигмой объяснения нового явления или феномена может прибегнуть к натяжке фактов и различным допущением, чтобы «впихнуть» несогласующийся ответ в рамки общей парадигмы.
- Выдумывание и фантазирование. Также одним из решений формулирования объяснения в случае его несогласованности с общей парадигмой, может стать придумывание различных дополнительных смысловых конструкций, чтобы согласовать объяснение с общим представлением.
- Доработка парадигмы. Иногда для формулирования объяснение нужно доработать саму парадигму, чтобы объяснение с ней согласовывалось. Например, в обществе, где считают, что мир создан и управляется богами, для объяснение нового явления, которое никак не вписывается в общее представление о мире, можно придумать нового бога, который именно за это новое явление и будет отвечать.
Все описанные выше механизмы приводятся в движения, как правило, на бессознательном уровне. Проще говоря, человек к ним прибегает, ведомый природой своего мышления даже не осознавая этого.
Заключение и итог
Поиск ответов и формулирование объяснений – это постоянной мыслительный процесс, который происходит на уровне каждой личности, и в целом на уровне всего человечества.
По двум причинам, человек старается дать объяснение всему неизвестному, и дать его как можно скорее:
- Практическая необходимость – объяснения для решения практических задач;
- Экономия ресурсов головного мозга – объяснение как механизм превращения переменных в константы, и тем самым снижения нагрузки на мыслительные центры.
Человек может и стремится дать объяснение любому новому явлению в рамках текущий, принятой научной парадигмы и общественного представления, и если это ему не удаётся сделать, то он может прибегнуть к следующим подходам: отрицание существования самого явления или феномена, замалчивание новой темы или вопроса, натяжение и подгонка фактов, выдумывание и вольное фантазирование, доработка изначальной парадигмы любыми средствами.
Вследствие этих особенностей нашего мышления, человечество вне зависимости от развития своей науки и наличия научных знаний в любую эпоху живёт с ощущение полной понятности окружающего мира и никогда с этим ощущением не расстаётся.
Если же появляется нечто новое, что может нарушить это ощущение, то моментально запускаются вышеописанные механизмы, быстро даётся объяснение, либо существование этого нового отрицается или замалчивается, и общество вновь погружается в ощущение полной понятности окружающего мира.