Психология спора: доказательство правоты, как механизм повышения самооценки
24 января 2022Обида исходит из того, что нам сделали плохо, но так ли это?
26 января 2022Мир полон загадок, тайн и неизвестностей, как и тех, что находятся под самым носом, так и далёких от нас как в пространстве, так и во времени. Мы всегда стараемся всё объяснить с точки зрения наших сегодняшних знаний, представлений, опыта, современного научного понимания. Но что это нам даёт и почему у некоторых людей появляется желание сделать это сразу и моментально!
Многие обращали внимание на то, как некоторые люди услышав что-то новое, непонятное или неочевидное, что у других вызывает вопросы, стараются моментально, не откладывая в долгий ящик, дать этому исчерпывающее объяснение здесь и сейчас на основании имеющихся у них знаний.
Встречаются два исследователя и один другого спрашивает:
— Ты понимаешь, что происходит?
— Сейчас я тебе всё объясню!
— Да нет, объяснить я и сам могу! Я спрашиваю: ты понимаешь, что происходит?
Подобное поведение является характерной чертой людей, имеющих развитые умственные способности и обладающих большим запасом накопленных знаний, но которые в своём мышлении в целях его упрощения оперируют константами1, а не переменными2.
О константах и переменных в мышлении мы уже говорили в других материалах: «Ум, понимающий свою силу, но не понимающий свою слабость», «Ум человека – мир сомнений, неопределённостей и переменных» и «Дурак думает, что он умный, умный же знает, что является дураком!». Здесь только скажем, что мышление на основании констант значительно менее энергозатратное и более простое, чем мышление, основанное на большом количестве переменных. Но при этом, мышление, построенное на константах, обладает меньшей широтой, глубиной мыслительных процессов и меньшим качеством.
Поведение, когда человек старается дать быстрое, максимально скорое объяснение любому непонятному явлению, с которым он столкнулся, является следствием, с одной стороны, страха неизвестности, а с другой – желания сохранить упорядоченное мышление, построенное на константах.
- Страх неизвестности. Страх берётся от неизвестности – всё неизвестное пугает и настораживает, поскольку может содержать в себе неизвестные риски и угрозы, оттого многие люди стараются давать быстрые объяснения непонятным явлением для того, чтобы не испытывать страха, и сохранить ощущение понятного и известного во всех отношениях окружающего мира.
- Сохранение мышления, построенного на константах. Когда какой-то вопрос не получил своего ответа, то в нашем мышлении он превращается в переменную – всё, что угодно, может скрываться в несформулированном ответе на вопрос, и совершенно неизвестно, какое влияние ответ на этот вопрос может оказать на остальные знания и представления человека. Оттого человек старается быстро избавиться от переменной, превратив её в константу, в ответ, который будет легко встраиваться в существующее мировоззрение и точно ни в целом и ни в частях не поставит его под сомнение.
Страх, возникающий перед неизвестностью, также проявляет себя и в иной форме, обозначенной выше, когда человек подсознательно боится, что ответ на вопрос может поставить под сомнение всё его представление об окружающем мире и его законах, изменить его мировоззрение.
Человек боится изменения своего мировоззрения по разным причинам. С одной стороны, человек старается избежать падения своей самооценки, которая снизится, если он признает, что был неправ и ошибался в своих представлениях о мире, что приведёт к душевному страданию, и чего, разумеется, он старается избежать, а с другой – пересмотр мировоззрения полностью или частично тратит существенные ресурсы нашей психики, и человек подсознательно пытается этого избежать.
Физик-практик провёл эксперимент и с результатами эксперимента решил обратиться к физику-теоретику3 за объяснением. Приходит в кабинет к физику-теоретику, вешает большой лист ватмана с результатами эксперимента на доску и обращается к физику-теоретику:
— Смотри, вот такие у меня результаты получились. Можешь объяснить?
Физик-теоретик4 смотрит на результаты, поправляет на носу очки, и с ходу начинает подробно объяснять результат проведённого физиком-практиком эксперимента, описывает процессы, ссылается на теории и исследования других учёных, подробно всё рассказывает. Через какое-то время, заслушавшись, физик-практик замечает, что повесил результаты эксперимента вверх ногами и, извиняясь перед физиком-теоретиком, переворачивает лист ватмана. Физик-теоретик посмотрел на перевернутые в правильное положение результаты, поправил очки и говорит:
— Сейчас я тебе и это объясню!
Желание ряда людей дать быстрые ответы на любые вопросы, исходя из своих текущих знаний, представлений и мировоззрения, и таким образом быстро закрыть все возникающие неизвестности и тёмные пятна, является понятным и объяснимым, проистекающим из подсознательных страхов.
И чем сильнее страх, тем активнее и агрессивнее будет действовать человек в попытке быстро объяснить все явления и процессы, и дать ответы на все вопросы.
Конечно, данный подход не является оптимальным и эффективным методом мышления, поскольку приносит в жертву правду и искренность поиска ответа на вопрос, в пользу избавления от различных страхов.
- Константа – постоянная величина (скалярная или векторная) в математике, физике, химии. ↩︎
- Переменная – атрибут физической или абстрактной системы, который может изменять своё значение. ↩︎
- Физик-теоретик – физик-практик производит «живые опыты» с материей, руководствуясь теорией, подтверждает или опровергает (чаще, за счет ошибок) теоретические данные. ↩︎
- Физик-практик – физик-практик производит «живые опыты» с материей, руководствуясь теорией, подтверждает или опровергает (чаще, за счет ошибок) теоретические данные. ↩︎