Мышление и внутренний диалог: можно ли мыслить без проговаривания?
22 января 2022Психология спора: доказательство правоты, как механизм повышения самооценки
24 января 2022В процессе общения мы задаём вопросы, нам задают вопросы, и обычно невежливо один и тот же вопрос задавать повторно даже в другой формулировке. Давайте разберёмся почему это не принято, какие эмоции это вызывает у собеседника и для чего может использоваться?
Почему человек задаёт вопросы?
На первый взгляд может показаться, что данный вопрос банален и не требует рассмотрения, ведь известно, что вопросы задаются для получения информации, но это не всегда так.
Во многих форматах общения (консультирование, собеседование, общение, иные) одна сторона задаёт другой стороне вопросы с целью получения на них ответов. Но в некоторых случаях, например во время психологического консультирования или обучения, вопросы не всегда задаются целью что-то узнать.
Например, в рамках психологического консультирования вопросы нередко задаются не для того, чтобы получить информацию, а для того, чтобы натолкнуть человека на определённые мысли, направить его мышление в определённую сторону, помочь переосмыслить известное и задаться нужными вопросами для решения его задач.
Подобная практика применяется в различных видах консультирования для того, чтобы противоположная сторона (консультируемая) сама пришла к нужным мыслям и выводам.
Конечно, получение информации или попытка за счёт вопроса навести человека на нужные мысли далеко не единственные причины постановки вопросов. Например, целью заданного вопроса может быть провокация, направленная на выведения собеседника из равновесия, или вовсе быть следствиям желания оскорбить, но это не темы данного материла. Об этом мы поговорим в других материалах.
Как человек реагирует на повторный вопрос?
Если, к примеру, человеку задать один и тот же вопрос, даже и перефразировав его, то, как правило, можно будет увидеть его явное или скрытое недоумение и негодование, что вполне объяснимо.
Дело в том, что мы на подсознательном уровне исходим из того, что вопрос задаётся для получения ответа, и если вопрос уже был задан ранее, и ранее на него уже был дан ответ, то повторение данного вопроса вновь свидетельствует либо о том, что собеседник нас не слушает, и просто ранее прослушал наш ответ, и в таком случае наше отношение к нему ухудшается, поскольку мы будем исходить и того, что собеседник пренебрегает нами, либо же он, возможно, не понимает наших ответов, что также ухудшает отношение к нему, поскольку мы начинаем думать, что он недостаточно умён.
Вследствие этого повторение вопроса, как правило, приводит к небольшому конфузу и ухудшает взаимопонимание между собеседниками, увеличивает напряжение в их диалоге.
Поэтому люди, как правило, стесняются и стараются избежать повторной постановки вопроса даже в перефразированном виде, поскольку опасаются, что мнение собеседника о них ухудшится. Данный страх порою останавливает людей от повторного вопроса даже тогда, когда это необходимо, например, когда ранее данный ответ либо был не понят, либо был некорректен или был прослушан.
Для чего нужно задавать повторный вопрос?
Но при определённых обстоятельствах повторение вопроса приводит не к конфузу и снижению уровня доверия между собеседниками, а к активизации мыслительных функций собеседника и прояснению им для себя новых сторон данного вопроса, на которые он ранее не обращал внимания.
Повторный вопрос не вызовет негативной реакции со стороны отвечающего и приведёт к позитивному результату только в том случае, когда репутация и авторитет человека, задающего повторный вопрос, в глазах отвечающего достаточно высок. Например, психолог, к которому человек пришёл на консультацию, или учитель, общающийся с учеником.
Если авторитет задающего вопрос достаточно высок в глазах отвечающего, то при повторении вопроса отвечающий не подумает, что его не слушают, что им пренебрегают, или что собеседник недостаточно умён, чтобы понять ответ, а будет склонен начать сомневаться в собственном ответе.
Это приведёт к небольшому замешательству отвечающего, направленному вовнутрь его личности, что приведёт к активизации его мыслительных функции в попытке понять, что с прошлым ответом было не так, и как ответить так, чтобы ответ был принят.
Подобная активизация мышления отвечающего и обращение им активного внимания на ранее известный ему ответ, который он уже мог давно принимать как должное, может привести в той или иной мере к переосмыслению им данной темы, новому взгляду на неё с другой стороны, где нередко и сокрыто решение или более эффективный подход.
Данный подход является важным в условиях, когда стороне, задающей вопрос, нужно, чтобы у отвечающего активизировалось мышления в тех случаях, когда вопрошающий, например, видит, что отвечающий не замечает решение, находящееся у него под носом, и его нужно к этому решению подвести.
Так бывает довольно часто, поскольку все мы живём с огромным количество различных ответов о себе, своей жизни, окружающем нас мире, которые нами давно приняты за аксиому1, и к размышлению над которыми мы уже больше возвращаемся.
Подобный подход позволяет вернуть человека к размышлению над темой, где, как ему кажется, ему уже давно всё понятно, и над чем он уже давно не задумывался, отвечая на связанные с этой темой вопросы машинально.
- Аксиома (др.-греч. ἀξίωμα «утверждение, положение») – исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами. ↩︎