Бессердечность и холодность как признак страдающей души
10 января 2022Психология доверия: влияние эмоций и настроения на доверие и недоверие
12 января 2022Все мы так или иначе учувствуем в дискуссиях, желаем кого-то в чём-то убедить, или же сами становимся объектом для убеждения. Давайте поговорим о тактике убеждения и о том, какую роль количество приведённых фактов, доводов и аргументов играет в этом процессе!
Рациональное и эмоциональное убеждение
О процессе убеждения другого человека в чём-либо написано много книг и статей, поскольку данная часть нашей жизни играет существенную роль в области достижения нами наших целей и получения желаемого результата.
Убеждение может происходить как на эмоциональном уровне, так и на рациональном, но наиболее эффективным убеждение становится, когда применяются оба подхода.
Приводимые в процессе убеждения аргументы и доводы могут быть направлены как на рациональную часть нашей психики, так и на эмоциональную. Хотя любой довод или аргумент несёт в себе оба компонента, просто в разной пропорции.
Например, когда в аргументах давят на жалость или чувство справедливость, то это большее апеллирование к нашим эмоциям, а когда больше внимания уделяется цифровым показателям и значениям, то, как правило, упор делается на рациональное восприятия. Но это довольно условное разделение.
Сила доводов, доказательств и аргументов при убеждении
Каждый приведённый аргумент, доказательство или довод обладает определённым весом при восприятии убеждаемого человека. И данный вес, хоть является и не рассчитываемой величиной, но объективным фактором, который влияет на психику человека.
Имеется в виду то, что рассчитать, насколько тот или иной довод окажет влияние на психику человека невозможно, но можно утверждать, что это влияние в той или иной мере будет.
В чём измеряется сила доводов, аргументов и доказательств?
Разумеется, всё имеет свой вес, свою величину и свою значимость, и аргументы, доводы и доказательства не исключение. Они также обладают своей силой, своим весом и свои влиянием. В чём же она измеряется?
Давайте в начале скажем, в чём сила доводов и доказательств не измеряется. Приведение любых доводов, аргументов, фактов, доказательств неизбежно связано с произношением слов. Об одном и том же факте можно сказать мало слов, а можно много, но при этом сам факт от этого не измениться.
Например, можно в качестве аргумента привести (неважно в каком споре, дискуссии и так далее) то, что почва весной более влажная, чем летом, просто сказав об этом. Это можно сказать одним предложением, а можно посвятить этому несколько предложений или даже абзацев, но факт, который мы пытаемся донести до человека в любой случае будет один, сколько ему не посвящай слов.
Поэтому важно отметить, что сила довода, его вес и значимость не определяются количеством сказанных об этом слов.
Сила довода, сила аргумента, их значение, их вес, их значимость в дискуссии и в процессе убеждения определяется количеством полезной для убеждаемого человека информации, содержащейся в них.
Не будем здесь разбирать то, что такое полезная информация и как она определяется, поскольку это довольна обширная тема. К этой теме мы ещё не раз вернёмся в будущих материалах.
Размытие важности довода количеством сказанных слов
Как уже был отмечено выше, количество сказанных слов не увеличивает вес аргумента, который определяется значимостью и полезностью информации, содержащейся в нём, для убеждаемого человека. Но количество сказанных слов влияет на иное – на потерю значимости самого аргумента.
Например, нам нужно убедить человека как-то поступить или принять какое-то решение, и мы приводим для этого один аргумент, но говорим об этом аргументе много слов, повторяемся, говорим об одном и том же разными словами, стараясь обрисовать его (аргумент) с разных сторон. Таким образом мы «размазываем» ценность и важность самого аргумента по огромному количеству сказанных слов.
Каждое сказанное в рамках одного аргумента слово, обесценивает все предыдущие и последующие слова. Происходит «инфляция» слов, их обесценивание, поскольку полезная информационная нагрузка не увеличивается, сам смысл и посыл не изменяется, а растёт только количество слов.
Данное обесценивание, «инфляция» слов имеет обратный эффект в процессе убеждения, показывая убеждаемому человеку, что нам сказать больше нечего, и никаких иных преимуществ том, в чём мы пытаемся его убедить, для него больше нет.
Убеждаемый человек ощущает ценность передаваемой ему информации не только на уровне своего сознания, но в большей степени на уровне подсознания. Именно на подсознательном уровне человек оценивает и ощущает ценность передаваемой ему информации и ценность сказанных слов.
Чем больше аргументов и фактов, тем лучше?
А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в названии материала: чем больше аргументов, фактов, доказательств, доводов, тем лучше?
Как мы уже определили выше, в процессе убеждения для человека имеет значение не количество сказанных слов, а количество полезной информации, которая была ему передана.
Если каждый новый довод, аргумент, доказательство – это новая информация, полезная для убеждаемого лица, то в таком случае, чем их больше – тем лучше для достижения цели убеждения. Если же новые приводимые доводы и доказательства – это просто новые слова об уже приведённом ранее аргументе, не несущие в себе дополнительной полезной информационной нагрузки, важной и существенной для убеждаемого человека, то подобные слова просто обесценивают ранее приведённый аргумент, довод или доказательство.
Пропорциональность сказанных слов и полезной информации
Напоследок стоит сказать, что в процессе убеждения важно сохранять разумный баланс, разумную пропорциональность между количеством сказанных слов и количеством полезной информации, которую они несут.
Если сказанных слов слишком много, а полезной информации под ними недостаточно, то слова обесцениваются, теряют важность и значение, что в целом плохо сказывается и на процессе убеждения, а также на репутации убеждающего, поскольку он начинает восприниматься убеждаемым человеком как пустословный и многословный человек.
С другой стороны, если полезной информации много, а сказанных о ней слов недостаточно, то это может приводить к непониманию со стороны убеждаемого человека, что также плохо скажется на процессе убеждения, и на репутации убеждаемого, который будет восприниматься как человек, который либо говорит что-то непонятное, либо не понимает, что говорит.
В процессе убеждения, приведения доводов, аргументов и доказательств важно сохранять здоровый баланс между количеством передаваемой полезной информации и количеством сказанных в её рамках слов. В этом деле золотая середина так же важна, как и во множестве иных вопросов.
Очень многие люди страдают и многословием, и пустословием, особенно в устной речи.
Однако, есть люди, которых можно слушать бесконечно — так интересно они рассказывают.
Мне, например, доставляет огромное удовольствие слушать политолога Сергея Михеева — интересно и то, что он говорит, и то, как он говорит: очень быстро, четко, аргументированно и остро.
Я думаю, пустословием страдают люди, у которых и в голове нет порядка.
Да, согласен. Отсутствие порядка в голове одна из причин, но не первопричина. Сам беспорядок в голове прямо взаимосвязан с негативным эмоциональным состоянием человека.
Если человек испытывает большое количество отрицательных эмоций, то они будут разрывать его восприятие, дробить его и делить, при этом одни части личности будут вести войну в другими частями личности.
Бесспорно, следствием такого беспорядка становится и многословность, как внешнее проявление активного внутреннего диалога, который в свою очередь наиболее активен как раз тогда, когда мы испытываем отрицательные эмоции.
В следствие этого можно сказать, что многословность нередко является индикатором тяжёлого психологического состояния человека (не всегда), и такой человек в большей степени нуждается (на мой взгляд) в сострадании, а не в осуждении.
Что касательно Сергея Михеева, то он, на мой взгляд, умный и проницательный человек. Что же касаемо скорости его речи, то это является прямым следствием недовольства, негодования и раздражения, которые он ощущает, когда обсуждает свойственные ему темы. Именно эти отрицательные эмоции становятся причиной и скорости речи, и многословности, что в его случае, как мне кажется, не сказывается на качестве и структурированности информации, которую он хочет донести своим зрителям и слушателям.