Психологическое состояние и настроение: важность и значение
30 декабря 2021Гордыня: что это такое и откуда она берётся
2 января 2022Память играет важную роль в жизни человека, и без неё невозможно представить здоровое функционирование психики и личности. Но порою умение забывать играет не меньшую роль и значение, как и навык запоминания. Давайте поговорим о том, что такое умение забывать, и где данный навык может быть полезным или даже необходимым!
Хорошая память позволяет решать множество задач, быть эффективным в своих поступках и решениях. Тренировке памяти посвящено множество различных техник, упражнений и методик. Не будем здесь подробно об этом говорить.
Плохая память нередко становится источником многих проблем, конфликтов и споров, например, когда муж забыл годовщину свадьбы, потери эффективности в разных направлениях, и может привести к потере платёжеспособности, например, когда человека уволили из-за ошибки, ставшей следствием плохой памяти.
Без памяти жить нельзя, но жизнь – сложное явление, порою наполненная не только радостными событиями, но и событиями скорбными и печальными, которые заставляют нас страдать от самого факта воспоминания. В таком случае наша психика нередко сама старается забыть данные события, вычеркнуть их из оборота мыслей, чтобы уменьшить страдания.
Забывание тяжёлых событий своей жизни: потерь, унижений, обид, ситуаций, когда мы были сильно напуганы, не является хорошим явлением. Поскольку подобные воспоминания не исчезают, а продолжают жить в нашем подсознании, и уже оттуда влияют на наше поведение, настроение и поступки. Чтобы без последствий забыть о печальном или гнетущим событии, вначале нужно избавиться от негативных эмоций, с ним связанных.
Но в данной заметке мы поговорим о несколько ином применении умения забывать – о забывании, как механизме изменения характера. Многие вещи мы помним неосознанно, и даже не подозревая, исходим из них в своём поведении и мышлении.
Например, когда мы просыпаемся утром, мы потягиваемся, открываем глаза, встаём и идём по своим делам. У нас нет сомнений в том, что мы сможем встать с кровати и пойти. Мы неосознанно и постоянно помним о том, что можем ходить, для нас это обычное явление, не подлежащее сомнению. Но есть люди, которые в силу ряда причин, прикованы к кровати и не могут ходить. У них память о своих возможностях иная – они помнят, что ходить не могут, и утром, открыв глаза, даже не пытаются встать с кровати.
Подобными знаниями, хранящимися в нашей памяти, понятных и очевидных для нас вещей наполнено наше сознание и подсознание. Мы постоянно, ежеминутно исходим из мириады различных элементов нашей памяти о самих себе, об окружающих нас людях, об окружающем нас мире.
Разумеется, это является базовым механизмом нашей психики и личности, но этот механизм играет не только объективную и позитивную роль, но и субъективную и часто негативную.
Когда человек знает свои способности, помнит о них, то он исходит из них в своём поведении.
Например, юноша помнит о себе то, что не является популярным у девушек, и эта память, идущая с ним по жизни, будет управлять его поведение. И когда он захочет подойти к понравившееся девушке, то не осмелиться это сделать. Или когда человек хочет начать делать что-то новое, чего-то достичь, то он помнит о том, что он может и что умеет, и нередко сам себя останавливает от поступка, от действия, будучи неуверенным в достижении желаемого результата.
Именно это знание о самом себе, эта память, является причиной многих проблем в отношениях, в вопросах самореализации, достижения новых результатов, отстаивании результатов текущих.
Чтобы было, если бы юноша из примера, приведённого выше, забыл, что он непопулярен у противоположного пола, а например, помнил бы, что не испытывает сложностей в общении с девушками? Как бы тогда он себя повёл, если бы увидел на улице девушку, которая ему понравилась, и которая вызвала желание подойти к ней и познакомиться?
Многие хотят начать своё дело, открыть свой бизнес, но помнят, что это сложно, трудно, требует знакомств, денег, знаний, опыта, и эта память их останавливает даже от начала.
Подобная память – это следствие нашего воспитания, нашего опыта, нашего характера и нашего восприятия. Память всегда субъективна. Одну и туже ситуацию два человека с разными характерами воспримут по-разному, придут к разным выводам и запомнят разные вещи. В одной и той же ситуации один человек запомнит провал и унижение, а другой воспримет её и запомнит, как неплохо сложившиеся обстоятельства и хороший опыт. И так во всём!
Снова мы приходим к тому, что характер человека определяет и его восприятие, и поведение, так и ещё его память. О характере мы уже говорили во множестве других материалов и неизбежно будем ещё многократно возвращаться к этой теме, поскольку характер является краеугольным камнем жизни человека.
Исходя из выше сказанного получается, что если наша память во многом субъективна и является только плодом нашей субъективной оценки и субъективного восприятия, то изменяя оценки, изменяя восприятие, изменяя память, можно изменить своё поведение здесь и сейчас, изменить свои поступки, и через это изменить свою жизнь.
Конечно, ничто не даётся сразу и требует труда. Но, когда речь заходит о необходимости решения тех или иных жизненных задач и сложностей, когда появляется потребность в изменении своей жизни, то для этого необходимы инструменты, и умение изменять своё восприятие, изменять оценки, изменять свою память является одним из важных аспектов в этой работе.