«Когда мне тяжело, я всегда напоминаю себе о том, что, если я сдамся – лучше не станет» – Майк Тайсон
25 ноября 2021Можно ли выразить свои чувства, эмоции и ощущения словами?
27 ноября 2021В истории человечества бывало всякое, но некоторые явления повторяются из раза в раз, например гонения и отторжение гениев своего времени их современниками. Давайте поговорим о том, почему многие гениальные идеи и их создатели подвергались обструкции, гонениям и давлению своих современников!
Сопротивление новаторским идеям и подходам
Наука не стоит на месте и постоянно предлагаются новые взгляды и понимание ранее известных процессов, открываются новые процессы, явления и закономерности, выдвигаются, подтверждаются, опровергаются гипотезы и теории. Научное сообщество во все времена было активным и крайне конкурентным.
Под научным сообществом подразумеваю людей, которые в широком смысле занимались изучением окружающего мира и толкованием, объяснением происходящих в нём событий и процессов. В этом смысле даже племенных шаманов отчасти можно считать людьми науки, поскольку они, в отличии от остальных членов племени, задумывались над естеством окружающего мира, и пытались его понять и объяснить, найти закономерности и смыслы.
Нередко случалось, что тот или иной учёный (или группа учёных) выдвигал революционную гипотезу или предлагали теорию, которая сильно меняла принятый на тот момент в науке взгляд на вопрос, либо же вовсе прямо отрицала текущие (на тот момент) стандарты, постулаты, теории и научные догматы.
В подавляющем большинстве случаев подобный учёный и его научная теория подвергались остракизму, ярому непринятию и противодействию со стороны его коллег и современников. И чем революционнее была теория, тем, как правило, большее отрицание она вызывала. Почему же так происходит?
У подобного явления есть две причины, которые в ряде случаев самими учёными, оказывающими давление на своих коллег, не осознаются.
Почему учёные-новаторы сталкиваются с давлением коллег?
Отбраковка слабых и несостоятельных идей
Дело в том, что в любом обществе на постоянной основе генерируется большое количество новых (или хорошо забытых старых) идей, подходов, нововведений, предложений и так далее.
Генерируют их совершенно разные люди, и подавляющее большинство данных идей неконструктивны и неконкурентоспособны, а являются, если их реализовать, опасными и вредными.
У любого учёного, как в целом и у остальных членов общества, есть инстинкт самосохранения, инстинкт сохранения своего потомства и своего общества, следствием этого является появление желания оградить себя, своих потомков и свой народ от деструктивных и неверных идей, которые могут быть опасны, или в лучшем случае просто будут потреблять ресурсы общества, не принося при этом пользы.
Неверные научные теории и подходы могут сильно навредить социуму, государству и даже всему человеческому виду. Оттого подсознательных страх последствий принятия заблуждений и ошибочных теорий вынуждает научное сообщество оказывать сопротивление и бороться с новыми идеями, особенно когда они в значительной мере опровергают сложившиеся понимание того или иного вопроса.
И это действительно важно для выживания общества и в целом человеческого вида. Если бы этого спасительного и оградительного сопротивления не было, то тогда мириады деструктивных, неверных, ошибочных и опасных теорий, идей и подходов без какого-либо сопротивления сразу бы шли в реализацию, что было бы крайне разрушительно и для отдельных людей, и для всего общества в целом.
Как уже было отмечено выше, чем сильнее новая теория или подход противоречит устоявшемуся пониманию, тем большее сопротивление она вызывает. И это прямо следует из обозначенной выше функции защиты общества.
Ведь устоявшееся понимание может быть, конечно, и несовершенно, но оно, по крайне мере, не привело к гибели человечества или отдельного народа, общества или государства, а значит стабильно и угрозы (видимой и/или серьёзной) не представляет.
А новая теория или идея, в значительной мере опровергающая работающую (в той или иной мере) концепцию, может быть крайне деструктивной поскольку противоречит относительно стабильной, проверенной временем и практикой, и показавшей определённый результат устоявшейся теории.
Оттого и возникает явление, что чем сильнее новая теория опровергает или противоречит текущей, тем большее отторжение у научного сообщества она вызывает, поскольку потенциально представляет существенно большую угрозу, чем теории, не сильно противоречащие текущим представлениям в науке.
Сопротивление, которое оказывает научное сообщество новым идеям и их авторам, особенно тем теориям, которые сильно противоречат устоявшимся нормам, является важной оградительной и защитной функцией общественного организма, без которого устойчивое функционирование, выживание и развитие общества и в целом человеческого вида было бы невозможно или крайне затрудненно.
Личные корыстные интересы представителей устоявшихся теорий
Иной стороной данного вопроса является личная выгода и персональный интерес отдельных представителей науки, чья работа, карьера, доходы и самореализация зависят от устойчивости тех теорий, на базе которых они свои блага и получили.
Дело в том, что любая новая теория, особенно революционного типа, приводит к тектоническим сдвигам в жизни научного сообщества, и сказывается на судьбе вполне конкретных обычных людей – учёных, у которых есть карьера, есть планы на будущее, есть дети, которых нужно кормить.
Если принимается новая научная теория, которая полностью или в значительной мере изменяет то или иное понимание, подходы и концепции, которые были до неё, то это приводит к тому, что многие учёные, чьи карьеры, научные звания и достижения были построены и получены на базе опровергнутой теории, лишаются своих заслуг, и из уважаемых людей переходят в ранг людей, которые всю жизнь посвятили неверной теорией, которая и была впоследствии опровергнута. Это неизбежно подводит жизни данных учёных к кризису как репутационному, карьерному, так и финансовому.
Разумеется, это понимается и ощущается данными учёными как на сознательном уровне, так и на подсознательном, и нет ничего удивительного в том, что они испытывают страх перед теми теориями, новыми идеями и подходами, которые могут поставить их в неудобное во всех смыслах положение. А страх в свою очередь неизбежно приводит к ненависти, а ненависть – к желанию уничтожить
Этот страх во многом становится источником того, что ряд учёных противодействует новым теориям и подходам, в которых они на подсознательном уровне видят угрозу для своей карьеры, успешности, репутации и доходам.
Верный подход всегда найдет путь к реализации
Верная теория, решение, подход или идея непременно найдёт со временем путь к признанию, но порою для этого может потребоваться существенное количество времени, нередко измеряемое веками.
Слабые, неверные идеи и теории неизбежно разбиваются о тот самый охранительных механизм, который проявляется в виде сопротивления научного сообщества новым идеям. У слабых идей и теорий просто нет внутренней силы и стабильности, недостаточно аргументов и последователей, чтобы пробить этот защитный механизм.
В то время, как теории верные неизбежно со временем обрастают всё новыми последователями, поскольку более верное, более точное понимание тех или иных процессов даёт определённые (порою значительные) конкурентные преимущества над последователями неверных (или в большей мере ошибочных) теорий и подходов, и что со временем становится всё более очевидными и привлекательными для новых последователей.
Верные научные теории не сразу, но однажды, пробивают охранительный и защитный механизм, и принимаются научным сообществом, становясь новой нормой и новым стандартом. И уже эта новая норма начинает охраняться научным сообществом от посягательств на её целостность, безопасность и устойчивость.