Влюблённость в жизнь и наслаждение настоящим
18 ноября 2021Парадокс перфекционизма или перфекционист – враг самому себе
20 ноября 2021Человек с одной стороны желает быть свободным, а с другой – боится ответственности, которую неизбежно приносит свобода. Давайте поговорим о том, как различные общественные законы, нормы, правила и ограничения влияют на уровень свободы личности в обществе!
Законы, правила, нормы и ограничения воспринимаются как явления, которые ограничивают личную свободу человека в обществе. Так ли это и какое влияние они несут на личность?
Когда мы говорим об ограничении личности, живущей отдельно от общества, и об ограничении личности, живущей в обществе, то мы говорим о разных понятиях. Дело в том, что когда мы применяем ограничение к личности, живущей вне общества, то мы ограничиваем только её. Но когда мы применяем ограничение к личности, живущей в обществе, то мы аналогичное ограничение применяем ко всем личностям в данном обществе.
Например, в большинстве обществ мира запрещены такие поступки личности как воровство, убийство, мошенничество. Что дают эти ограничения личности в обществе для самой личности и для общества?
Когда мы запрещаем что-то личности в обществе, то это становится запрещённым для каждого участника данного общества (если в обществе нет системы каст), что в свою очередь меняет всю общественную среду, и закрывает перед личностями в данном обществе одни возможности, но открывает другие.
Например, когда мы забираем у человека свободу воровать, то тем самым мы не только ограничиваем его в этой области, но и даём ему свободу от возможности быть обворованным другим человеком. Когда мы забираем у человека возможность свободно убивать других людей, то тем самым мы даём ему свободу от риска быть убитым другим человеком.
Тем самым, когда мы лишаем личность в обществе какой-либо свободы, то мы изменяем всю общественную среду, поскольку ограничения применяются не к одному отдельному человеку, а ко всем членам общества, что может приводить к разным последствиям, в том числе и к увеличению личных свобод личности.
Ограничения свободы личности в общественных механизмах работает через обмен одних свобод личности, как правило, деструктивных и разрушительных, на другие – более конструктивные и созидательные.
Конечно, при недостаточно продуманном подходе можно ограничить свободу личности, но тем самым не компенсировать отнятую свободу другими возможностями. Оттого очень важно последовательно и разумно подходить к управлению государством и обществом, особенно когда речь идёт об ограничении свобод граждан.
Поскольку человек очень негативно относится к ограничению своих возможностей и свобод, но он согласен на это пойти только в том случае, когда данная потеря возможностей и свобод компенсируется некими новыми возможностями, которые утроят человека и дадут ему больше, чем был забрано.
Подавляющее большинство людей согласно отдать свою свободу воровать, убивать, мошенничать, грабить, избивать и остальные схожие, обменяв их на свободу быть защищённым от этого со стороны других людей. Именно это согласие привело к тому, что перечисленное поведение человека (и многое из неперечисленного) стало запрещённым в подавляющем числе обществ человечества. Если бы большинство людей не было согласно на подобный обмен – отказ от личной свободы в одной области для получения свободы в другой, то подобная мера не устоялась бы ни в одном обществе и не сохранилась бы во времени и пространстве.
Большинство людей желает честно трудиться и не причинять другим людям боль и страдания, и желает быть защищённым от возможного негативного воздействия со стороны других людей.
Таким образом законы, направленные на ограничение свобод личности, от которых данная личность с удовольствием сама откажется, лишь бы быть самой защищённой от подобного поведения со стороны других людей, являются наиболее конструктивными и созидательными. Они оказывают глубокое позитивное влияние на общество, государство и народ, их развитие и процветание.
Те же личности, которые желают иметь полную свободу и право делать всё, что им взимается:
- либо склонны к различному деструктивному и асоциальному поведению – грабежу, насилию, побоям, мошенничеству и другому, и оттого желают отмены ограничений на подобное поведение,
- либо они просто не понимают, что если им самим будут даны подобные свободы, то также эти свободы будут даны каждому, и если они получат право грабить или избивать, то в отношении их самих такое же право получат все остальные.
Отсутствие законов, правил, норм и ограничений конструктивного толка, которые направлены на ограничение деструктивного поведения человека, неизбежно приведёт общество к деградации, упадку и саморазрушению. Подобное общество будет упрощаться и разлагаться, распадаться на части, оно неизбежно проиграет конкурентную борьбу окружающим обществам и государствам, и скорее всего исчезнет, раствориться во времени и пространстве.
Потому следует помнить, что всякое разумное ограничение личности в обществе даёт данной личности больше свобод и возможностей, чем забирает. Неразумные же ограничения, которые больше забирают, чем дают, неизбежно вызовут недовольство, раздражение и осуждение, а также сопротивление их исполнению и саботаж.
На протяжении веков и тысячелетий происходит неизбежный и постоянный эволюционный отбор тех законов, правил, общественных норм и морали, устоев, ограничений и подходов, которые оказывают наиболее благоприятное воздействие на всё общество в целом и на личность отдельного человека в частности, которые способствуют их развитию, росту устойчивости, конкурентоспособности, и выживанию.
Законы, нормы и ограничения, которые деструктивно сказываются на обществе и человеке, неизбежно отбраковываются со временем либо за счёт того, что мудрые лидеры и политики видя их деструктивное влияние, отказываются от них, либо, если должной реакции на деструктивные нормы и законы не последовало, и они не были отменены или скорректированы, то они исчезают вместе с исчезновением общества, которое доводят до распада и разрушения.