Улыбка – невероятная сила простых вещей
5 октября 2021Почему TikTok и Instagram так популярны?
7 октября 2021Когда мы читаем текст, то стараемся уловить мысль автора, с одной стороны, понять его, подчерпнуть полезную для себя информацию, а с другой стороны, нередко можем спорить и не соглашаться с изложенной в тексте информацией. Всегда ли это плод нашего ума и знаний, или иногда в дело вмешиваются наши эмоции? Давайте поговорим об этом!
Психика человека крайне сложна и многогранна. Даже при совершении простых действий, задействуются различные многоуровневые механизмы нашего мышления: наши знания, опыт, интеллект, чувства и эмоции. Все элементы нашей личности и характера сплетаются воедино, на выходе формируя законченное и по возможности непротиворечивое отношение.
Человек не может не реагировать эмоционально даже на самые простые вещи. Даже при прочтении текста различные элементы нашей личности и свойства нашего характера, которые становятся причинами наших эмоций, продолжают работать, оказывая существенно влияние на результат чтения.
Например, человек находится в раздражённом состоянии, может быть его кто-то обидел или что-то сложилось не так, как он хотел. И он читает текст о прощении, где излагается позиция, что прощение – это важно, и что к этому нужно стремиться.
Какого будет отношение читателя, находящегося под влиянием негативных эмоций обиды и раздражения, на подобный текст? Ни в ста процентах случаев, но в большинстве, такой читатель испытает сильный эмоциональный диссонанс с текстом и ощутит резкое несогласие с изложенной в тексте позицией.
Наши эмоции играют важную роль при чтении текста и усвоении информации, изложенной в нём. Эмоции в этом вопросе даже более важны, чем наши интеллектуальные силы, поскольку если на эмоциональном уровне человек отвергает написанное, то до интеллектуальной оценки дело даже не дойдёт. Чтобы была возможность оценить текст с интеллектуальной стороны необходимо, чтобы наш эмоциональный фильтр данную информацию пропустил для анализа.
Конечно, выше речь шла о текущих эмоциях, которые переживает читатель в момент прочтения текста, но не меньшую роль играет и общий эмоциональный фон, в котором человек привык жить.
Иным примером влияние нашего характера или эмоций может являться переживание человеком, например, чувства зависти или иных, схожих чувство к автору. К примеру, автор – успешный представитель своей профессии, написавший книгу о своём успехе. У читателя, если он представитель той же профессии, но пока успеха не достиг, в зависимости от черт его характера, может возникнуть зависть к автору.
Зависть к автору также является примером того, как мы эмоционально воспринимаем написанное. Зависть приводит к отторжению информации и её искажению. Как правило, в таком случае прочитанное будет отвергнуто ещё до того, как человек сможет приступить к его интеллектуальному анализу.
Наш характер и текущие эмоции играют ключевую роль в усвояемости информации, в том числе и во время чтения. Отрицательные эмоции такие, как обида, злость, непринятие, раздражение, а также деструктивные черты характера и его слабости: зависть, высокомерие, надменность и иные сильно снижают наши способности к обучению и к адекватному восприятию информацию, блокируя наши интеллектуальные способности в оценке получаемой информации.
Внимательный читатель мог обратить внимание, что большинство перечисленных отрицательных эмоций и деструктивных черт характера имеют отношение к самооценке. Зависть, высокомерие, обида и многие другие отрицательные проявления человека имеют отношение к низкой самооценке и душевной слабости либо хронической, либо эпизодической.
В этом нет ничего удивительно. Дело в том, что низкая самооценка всегда нуждается в самоутверждении, в рамках которого отвержение информации является естественным явлением. Поскольку принять информацию – значит согласиться со своей некомпетентностью в этой области, может даже и в малой степени. Человек, и без того страдающий от низкой самооценки, не может себе этого позволить, это для него удар и дополнительное страдание. Обида также является проявлением низкой самооценки, поскольку всегда сопряжена с унижением.
Вследствие этого, обобщая вышесказанное можно сказать, что низкая самооценка и все её проявления являются худшим врагом эффективного чтения, как и получения информации из любого другого источника информации. Здесь, как, впрочем, и везде, результат действия определяется характером человека и его чертами.