Взаимоотношения руководителя c подчинёнными: как выстроить эффективные отношения?
2 октября 2021Отношение к ошибкам подчинённых: эффективная стратегия
4 октября 2021Добро является краеугольным камнем здоровой психики человека, оно заставляет человека испытывать удовольствие и чувство счастья, но как порою сложно бывает сохранить добро в душе, а в некоторых случаях даже наш ум говорит нам о том, что в некоторых ситуациях быть добрым просто нельзя. Можно ли сохранять добро в любой ситуации, и как этого достичь?
Что такое добро?
Не буду пытаться дать какое-то универсальное определение добра и его антипода – зла. Но стоит отметить, что все представления человека о чём-либо проистекают из реальности и её явлений, соответственно, понятие добра и зла тоже.
Добро – это то, что доставляет человеку удовольствие в самых широких диапазонах, поскольку потребности человека крайне широки.
Например, человек хочет быть в безопасности, быть сытым и иметь дом, хочет, что его дети процветали и тоже были в безопасности, хочет развиваться и становится лучше, хочет, чтобы его народ и страна развивались и процветали, и всё перечисленное, и многое из не перечисленного является естественными потребностями человека, проистекающими из его природы.
Соответственно, добром является то, что помогает человеку реализовывать его потребности от самых узких, как например, утоление голода, до самых широких, например ощущение процветания своей страны и народа.
Например, человеку приятно оказывать помощь, и приятно, когда к нему приходят на помощь в трудную минуту – это добро. Человеку приятно то, что повышает его безопасность и безопасность близких ему людей (и не только близких) – это добро. Человеку приятно то, что работает на его развитие, развитие его детей, развитие его страны и народа – это добро.
Соответственно, всё, что работают в противоположную сторону от естественных потребностей человека, то заставляет его страдать, и является в его представлении злом.
Конечно, добро и зло – это ментальные концепции, живущие в психике человека, и они не совершены. Если эти концепции сильно отрываются от реальности, перестают ей соответствовать, то они извращаются, человек теряет ориентиры, что неизбежно приводит к его деградации и саморазрушению, но это не тема этой публикации. В данной публикации под добром и злом будут пониматься только те представления человека, которые наиболее приближены к реальности и не извращены.
Зачем быть добрым?
Доброта, как уже было отмечено выше, является одной из основ здоровой личности человека. Доброта – это то, что работает на его созидание, сохранение и развитие, но не только его, но и всего его окружения: семьи, трудового коллектива, друзей, и даже его народа и страны.
Доброта созидательна по своей природе и прямо связано с чувством любви. Его же антипод – злобность крайне разрушительна, и чем сильнее это чувство, тем оно разрушительное. Антипод доброты – злобность, которая прямо связана с ненавистью.
Доброта является созидателем не только вокруг человека, через его поступки и суждения, но и в его психике, в его личности. Добрый человек – это человек гармоничный, радостный, счастливый, он наименее подвержен стрессу, депрессии, упадку сил, апатии, обидам и даже лени. Всё перечислено и схожее, но не перечисленное, является следствием страха, и неизбежно возникающей вследствие страха ненависти.
Психика доброго человека намного более стабильна, а сам добрый человека намного более счастливый, чем человек злобный, обиженный, раздражённый, недовольный.
Как себя проявляет доброта?
Доброта проявляет себя в поступках, но которые являются следствием добрых помыслов. Ведь сначала возникает мысль, ощущение, оценка, и только потом следует поступок. Поэтому давайте поговорим вначале о добрых мыслях.
Думаю, что мысль «Чтобы у него всё было хорошо!» и мысль «Чтоб у него всё было плохо!» разительно отличаются друг от друга. Одна из них явно добрая, а другую явно доброй не назовёшь.
Пожелание – это одно из проявлений доброты или злобности. Что такое пожелание добра? Это пожелания того, чтобы тот, кому его желают, сохранился и развивался в то время, как пожелание зла, как правило, направлено, но уничтожение того, кому оно предназначено.
Разумеется, наши пожелания проистекают из наших оценок того или иного события, человека, поступка, пришествия и так далее. Но оценка, протекающая в психике человека, это не только интеллектуальная работа, но и эмоциональная. И именно её эмоциональная часть в большей степени определяет наше отношение, например, к произошедшему.
Например, произошло что-то плохое. И человек интеллектуально оценивает произошедшее, как плохое событие, которое лучше бы не происходило. Но не изменяя этой оценки, человек с эмоциональной стороны может отнестись к произошедшему со злобой, ненавистью, обидой, затаить зло, начать мстить, а может отнестись по-доброму.
Интеллектуальная оценка события как плохого остаётся неизменной, а вот эмоциональное отношение зависит от состояние нашего характера, личности, или, если угодно, души и количества добра в ней. Именно наша эмоциональная оценка предопределит наши дальнейшие мысли, чувства, пожелания и поступки. Те мысли, которые станут предтечей наших поступков, определяются тем, какими «глазами» мы посмотрели на ситуацию, добрыми или злобными.
Доброта рождает добрые мысли, добрые пожелания, а далее добрые поступки: помощь, поддержка, справедливые решения, понимание. Злоба рождает злые мысли, злые пожелания и дурные поступки: месть, обида, ненависть, несправедливость и так далее.
Добро всегда работает на созидание, а его антипод – на разрушение, и в первую очередь самого человека, его личности и души, и далее уже сказывается на всём его окружении, и всей его жизни в целом.
Как можно быть добрым в сложных ситуациях?
Доброта – это язык души. Человек не может быть добрым, если внутри доброты нет. Если место доброты занято обидами, ненавистью, непринятием, осуждением, то и добрым поступкам неоткуда брать своё начало.
Но нередко даже доброму человеку бывает сложно сохранить доброту и не пожелать зла в некоторых ситуациях, которые по своей природе полностью перешагивают понимание человека о человечности и справедливости.
Давайте, чтобы лучше прочувствовать момент, возьмём пример из относительной крайности – человек из гнева, жадности или иных низких побуждений убил другого человека. Встаёт закономерный вопрос: как к убийце можно относиться хорошо, как ему можно желать добра, как можно нормально относиться к убийству?
Все эти вопросу более чем справедливы и давайте ответим на них, и начнём с конца. Можно ли нормально относиться к убийству? Если речь идёт о вышеописанной ситуации, когда убийство совершенно из низких человеческих побуждений, то, конечно, нельзя.
И здесь мы возвращаемся к двуединой оценке человеком произошедших событий: интеллектуальной и эмоциональной. Да, в подобных условиях убийство – это грех, это большое зло, и эта оценка верная и другой быть не должно. Когда же событие уже произошло, то именно такую оценку оно и должно получить, но остаётся вопрос об оценке эмоциональной: как посмотреть на эту ситуацию, которая уже произошло, через призму доброты или злобы? Да и как вообще можно посмотреть на эту ситуацию со стороны доброты?
Когда один человек убивает другого образуется минимум две жертвы – убийца и убитый. Судьбы обоих искалечены: судьба одного прервана, а другого больше никогда в нормальное, человеческое русло не вернётся. А ведь ещё есть родственники, как убийцы, так и жертвы. Разумеется, банальным и естественным является сочувствие и сострадание к убитому и ненависть к убийце с пожеланием ему всех кар земных и не только.
Можно ли как-то взглянуть на эту ситуацию с позиции доброты и сделать это так, чтобы не стать оправдывающим убийство, что есть очевидное зло, и не погрешить против истины?
– Фёдор Данилович, вы слышали, что вчера убили нашего кузнеца? Убийца – молодой парень из соседнего села, напился, ему не понравилась борода нашего кузнеца, он его и зарезал. Негодяй и подлец, такого человека хорошего убил. Сейчас судить его будут, надеюсь, что его повесят! Говорят, что наши деревенские хотят пойти в его село и дом семьи его сжечь. И, думаю, правильно сделают, такого негодяя они воспитали, тоже должны ответить!
– Да, Сергей Иванович, слышал. Большая трагедия! Семья кузнеца осталась без кормильца, сложно им будет, да и мужик он был хороший, работящий, помогал всем. Жаль, что парень этот так поступил, столько зла сделал, и жизнь чужую отнял и свою исковеркал. Не будет ему теперь ни жизни, ни покоя. Лучше бы не пил, да не буянил, две бы жизни сохранил тогда. Жаль его, молодой совсем, но что поделать, значит таков их обоих путь. А парню теперь перед людьми отвечать, а потом перед Богом. Жаль, что натворил таких дел, две судьбы сгубил, и семью свою под угрозу поставил. Бедные люди.
В чём разница суждений и оценок Сергея Ивановича и Федора Даниловича? Они оба оценивают произошедшее убийство, как деяние плохое, как то, что лучше бы и не происходило. Они оба согласны с тем, что убийца должен отвечать за свои поступки, и оба согласны, что убийство их знакомого кузнеца – это большая человеческая потеря. В интеллектуальной оценке произошедшего они не расходятся, но всё же их суждения различны, так в чём же разница? Она как раз в доброте, в той самой эмоциональной оценке.
Сергей Иванович возненавидел убийцу и желает ему всех кар, и его ненависть столько сильна, что начинает перетекать на других людей, например, на семью убийцы, которая может быть совершенно ни в чём не виновата. В то время, как Фёдор Данилович, сохраняет доброту ко всем в этой ситуации, он жалеет о потере кузница, которого оценивает, как хорошего человека, сочувствует его семье, которая осталась без кормильца, сочувствует семье убийцы, которая теперь в повышенной опасности, и сочувствует самому убийце, которые по его мнению загубил сразу две жизни – свою и кузница. Федор Данилович сочувствует парню, потому что его жизнь тоже загублена. Фёдор Данилович сожалеет и сокрушается, что парень своим дурным поступком сразу столько зла сделал, столько жизней исковеркал. Он сочувствует всем в этой истории, никого не осуждает и не ненавидит, но и избавить убийцу от суда не желает, потому что это теперь самое правильное, что должно происходить дальше в этой ситуации.
Если в этой ситуации дать загадать волшебное желание, которое обязательно исполнится, Сергею Ивановичу и Фёдору Даниловичу, то Сергей Иванович загадает, чтобы убийца понёс самое строгое наказание, и по возможности помучился перед смертью, а Федор Данилович загадает, чтобы этой ситуации вообще не было, чтобы никто не пострадал и все были живы-здоровы.
Так себя проявляет доброта даже в самых сложных ситуациях. А ведь часто те, кто совершает дурные поступки, сами были ранее жертвами, были унижены, оскорблены, обижены, обделены.
Доброта не означает отмены заслуженного наказания, потому что заслуженное и справедливое наказание тоже есть добро, но в другой плоскости. Доброта – это пожелание добра, пожелания исправления грехов, искупления, очищения, покаяния, восстановления справедливости, осознания. Доброта – это сожаление о том, что дурной поступок был совершён, и сочувствие ко всем жертвам этого поступка, в том числе к тому, кто его совершил, потому что он одна из жертв.
Можно ли доброту сбалансировать добротой?
Как правило, в качестве баланса доброты выступает зло: к жертвам – сочувствие, к преступникам – ненависть. Кажется, что система находится в равновесии, но это не так. Лучшем балансиром в сознании для доброты выступает другая доброта.
Иван быстро шёл по пыльной улице, погружённый в свои тяжёлые думы. Ему предстоял тяжёлый рабочий день на заводе, а ситуация в его жизни была сложной, если не сказать критической. Он шёл на работу, на которую недавно устроился. У него в кармане было всего несколько монет. Дома же остались его ждать жена и двое годовалых детей, которых ему предстояло кормить на эти деньги целую неделю. Этих денег хватит разве что на похлёбку с капустой и несколько корок хлеба.
По дороге он увидел старушку – Прасковью Степановну, которая от изнеможения сидела на земле, а рядом с ней сидел её истощённый внук Глеб. Они просили милостыню. Иван знал их, они жили на соседней улице и после того, как умер отец семейства от воспаления лёгких, они жили впроголодь, сводя концы с концами.
Иван помнил доброту Прасковьи Степановны, когда сам ещё был пацаном и бегал по дворам да по улицам, помнил, как она помогала ему, подкармливала, с какой добротой к нему относилась. Сердце Ивана сжалось, а рука потянулась в карман за монетой, чтобы отдать её иссохшей старушке и её исхудалому внуку. Но он не смог. Не смог отдать последние монеты, потому что помнил, что дома его ждёт жена и двое детей, и им всем целую неделю почти нечем питаться, и если он отдаст последние деньги нуждающимся, то предаст свою семью – жену и детей. Этого он не мог себе позволить. Он поискал в другом кармане конфету, которую уже месяц, зачем-то носил с собой и отдал её пацану, обнял его, а после склонился к Прасковье Степановне, поцеловал её морщинистую и пыльную щеку, сказал, что очень хочет ей помочь, но не может, и обязательно поможет тогда, когда ему выдадут зарплату, и с тяжёлым сердцем пошёл на завод.
Забегая вперёд, скажу, что история закончится хорошо. Иван будет быстро расти в должности и сможет обеспечивать свою семью, и сможет помогать Прасковье Степановне и её внуку, так, что тем не нужно будет просить милостыню, а через год Иван устроит Глеба подмастерьем на завод, и он тоже начнёт зарабатывать, и будет обучаться полезным для себя навыкам и знаниям, и вырастет хорошим человеком.
Так правильно ли поступил Иван в этой ситуации? Между чем и чем он выбирал? Была ли в его сознании борьба антиподов – добра и зла? Иван выбирал между добром и добром, и выбрал то, что считал добром более большим. Обеспечить свою впроголодь живущую семью он посчитал важнее, чем оставить их умирать с голоду, даже помогая нуждающимся, хотя ему и очень хотелось помочь Прасковье Степановне и её внуку. Таким образом дело обстоит и во всех иных ситуациях.
Доброта должна быть ко всем. А для нахождения здорового баланса, доброта к одним людям должно балансироваться добротой к другим. Таким образом человек сможет сохранить доброту в сердце в любой ситуации, и при это не потерять адекватность, трезвость мышления, и ощущение справедливости.
Отличная статья! Все очень тонко и правильно подмечено.
Проявление доброты действительно делает человека счастливым, приносит удовольствие. Однако, и злые, мстительные мысли (до мстительных поступков у меня дело не доходит) приносят удовольствие.
И еще одно наблюдение из моей жизни: с возрастом хочется проявлять доброту все больше и все чаще. Скорее всего это связано с пережитыми личными невзгодами.
Однако, сознание, что ты кому-то не можешь помочь (например всем бездомным животным), часто огорчает меня. Так что вместо удовольствия от доброты я получаю сильные отрицательные эмоции от несовершенства нашего мира и несправедливости в нем.
Да, действительно, зло, реализация обиды, мести, гнева, раздражения приносит человеку удовольствие. Если бы зло не доставляло человеку своё удовольствие, то зло бы исчезло мгновенно. Это очень интересная тема, думаю, что напишу материал на эту тему в ближайшее время.
На протяжении всей жизни человек, как правило, мечется между добром и злом, местью и прощением, гневом и принятием, а к старости многие люди неосознанно определяются с тем, что для них первично и как они хотят чувствовать и видеть мир, как хотят реагировать. Именно поэтому среди людей пожилого возраста так много (в процентном соотношении) людей, которые либо абсолютно всем недовольны, и всё вызывает у них злобу и раздражение, и людей, которые с добром относятся даже к страшным потрясениям и готовы прощать очень многое. Это тоже очень интересная тема.
Насчёт справедливости мира: познать его нам ни дано, мы лишь маленькие песчинки, чья жизнь в рамках Вселенной незаметная и крайне мимолётная вспышка. Мы не можем познать мир и точно узнать каков он, мы можем только делать выбор, что для нас те явления и проявления этого мира, и каковы они для нас. Восприятие мира как справедливого или несправедливого никогда нельзя доказать и обосновать на 100%, а значит его можно только выбрать. А выбор, как и всегда, остаётся только за человеком.