Религиозность и материализм как средства уменьшения обиды
8 сентября 2021Исследование психологии человека начинается с себя
10 сентября 2021В процессе жизни человек постоянно оценивает умственные способности других людей как в ситуациях, когда это действительно имеет значение, так и в рядовых ситуация, когда от этого ничего не зависит. Давайте поговорим о способности человека оценивать умственные возможности других людей.
Уровень интеллектуального развития играет ключевую роль в выживаемости и успешности как отдельного человека, так и всего общества в целом. Конечно, уровень интеллекта и развитие умственных способностей – это не единственное, что нужно для формирования верной реакции и принятия правильного решения, но играет в этом существенную роль.
Старайся дать уму как можно больше пищи
Лев Николаевич Толстой
Важность умственного развития, которая придаётся ему в том или ином обществе, можно отследить по количеству оскорблений, связанных с умственным развитием. В русском языке очень много оскорблений, имеющих отношение к уму и интеллектуальному развитию человека, что говорит о том, что для людей русской культуры развитие человека умственно играет важную личную и социальную роль, и имеет определяющее значение.
Так как же мы определяем умственные способности других людей и насколько наши суждения верны?
Эмоции, настроение и оценка умственных способностей
Если спросить любого человека о том, что он думает об умственных способностях другого человека, намного проще услышать от него обоснованный ответ, даже если они не знакомы лично, чем услышать сомнение человека в том, что он способен дать корректную оценку уровню ума другого человека.
Дело в том, что наши суждения напрямую связаны с нашим собственным уровне интеллектуального развития, а также от ряда иных факторов, например, нашего эмоционального отношения к другому человеку или нашего настроения в текущий момент.
Например, как правило, человек склонен считать глупцом и дураком того человека, к которому плохо относится. А находясь в плохом настроении, когда все и всё вокруг раздражает, человек и вовсе в этот момент может считать всех окружающих неумными людьми. Кто-то в таком состоянии проводит большую часть своей жизни, и как следствие, всех вокруг они считают глупцами, а всё что они делают неверным и ошибочным.
Наше эмоциональное состояние является одним из важнейших факторов в формировании наших субъективных оценок умственных способностей окружающих людей. И в этом нет ничего удивительного, поскольку если у нас плохое настроение, и неважно по какой причине, то окружающие нас события, явления, люди воспринимаются нами в негативном ключе, и как следствие заставляют нас страдать.
То, что заставляет нас страдать, неизбежно будет признано нами как глупое, плохо продуманное, плохо организованное, а те, по вине кого это произошло, будут нами считаться глупцами и в целом не очень умными людьми.
Рассудительность — это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
Платон
Одновременно с этим верен и обратный процесс, когда люди могут признаваться нами как умные, когда приносят нам положительные эмоции. Например, нередким явлением является ситуация, когда влюблённый человек считает объект своей любви самым умным(ой) на планете, даже в условиях, когда подобное отношение вызывает полное недоумение у окружающих.
В этом смысле, эмоции, которые испытывает человек, проявляющиеся как в личном, эмоциональном отношении к конкретному человеку или группе лиц, так и в общем эмоциональном состоянии человека, в том, что называется настроением, являются первичным фактором в оценке умственных способностей любого другого человека. Наши эмоции определяют наше восприятие, отношение и оценку.
Собственный ум и его роль в оценке ума другого человека
Вторым по важности после эмоций в оценке умственных способностей окружающих является собственное умственное развитие.
Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.
Марк Твен
Когда эмоции спокойны, появляется возможность более корректно и точно оценить умственные способности другого человека, и этот процесс будет напрямую зависеть от нашего собственного интеллектуального развития.
Нередко поступки действительно умного и мудрого человека могут быть непонятны другим людям, просто по той причине, что они не могут понять их причины. В таком случае даже действительно мудрый человек может быть признан окружающими глупцом.
Чем более умственно развит человек, тем больше для него открывается возможностей для формирования более точной и корректной оценки ума другого человека.
Ум имей хоть маленький, да свой.
Максим Горький
Поэтому, действительно, нередко бывает, что мы, будучи молодыми, могли считать что-то глупым и неразумным, а повзрослев и поумнев со временем начинали видеть разумность там, где видели глупость, и глубину там, где раньше не видели ничего.
Оценка умственных способностей по результатам
Одним из важных факторов оценки умственных способностей является оценка их плодов. Проще говоря, оценивание ума человека исходя из того, что данному человеку удалось достичь, по результатам его жизни.
На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
Федор Достоевский
Подобный подход, как и многие другие, не является универсальным. Поскольку вклад ума в успех и достижения человека велик, но не абсолютен. Далеко не всё зависит от ума, и он не является всесильным. Нередко умного человека тормозит отнюдь не недостаток аналитических способностей и знаний, а внутренняя слабость, страх, сомнения, иные отрицательные и негативные эмоции, которые, как правило, перекрывают даже очень сильный ум.
Даже не будем касаться темы того, что сам ум является источником многих бед и эмоциональных сложностей, если не уметь им управлять и пользоваться. Об этом поговорим в других материалах.
Жизнь человека – сложное явление. Много зависит от стечения обстоятельств, удачи, везения. А интеллектуальные способности, сколь велики бы они ни были, всегда несовершенны и не способны охватить всю сложность бытия и просчитать все варианты. Поэтому проводить однозначную связь между уровнем умственного развития человека и его жизненными достижениями и результатами, всё-таки, в большинстве случаев неверно.
Вопрос как показатель ума
Принято считать, что умный человек много знает, и как правило, ум и интеллектуальные способности принято определять по накопленному багажу знаний. На мой взгляд, ответы (накопленные знания), конечно, являются показательными, но явно недостаточными для этой цели.
Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ответам.
Гастон де Левис
Дело в том, что ум – это пространство вариантов, неоднозначностей, вероятностей и неопределённостей. Поскольку любое знание относительно, то действительно умный человек не может полагаться в полной мере ни на один элемент из своих знаний.
Чем слабее ум, тем более жёстким он становится, чем ум сильнее, тем он более подвижный. Это проистекает из того, что чтобы обрабатывать переменные в своём сознании и подсознании, а любой вопрос – это переменная, требуется большое количество внутренних умственных сил. Если их недостаточно, то обработка большого количества переменных невозможна, и они превращаются в константы – в ответы, жёстко сформулированные позиции, в которых нет сомнений.
Поэтому, чем ум более сильный и живой, тем больше в нём вопросов, а чем более слабый, тем меньше вопросов и больше ответов, в которых нет даже малейших сомнений. Поскольку эти сомнения слабый ум не может себе позволить, он не в состоянии их обработать и просчитать, нахватает сил.
Как следствие, по наличию вопросов и по их глубине можно намного больше сказать об умственных способностях человека, чем по ответам. Ведь ответ можно и в книге умной вычитать, а потом просто повторить. Для данной практики ум не нужен, только память.
Заключение
Определение умственных способностей другого человека – это всегда формирование субъективной оценки, которая сильно зависит от эмоционального состояния оценивающего и его собственных умственных способностей.
Эмоции самым существенным образом влияют на наши оценку ума других людей. Всё, что заставляет нас страдать и испытывать негативные эмоции, в большинстве случаев будет признано глупым и неразумным, а то, что доставляет нам удовольствие и позитивные эмоции, мы будет склоны считать умным и продуманным.
Если стоит цель повысить точность и достоверность своих оценок умственных способностей других людей, то для этого необходимо научиться отслеживать своё эмоциональное состояние и управлять им, и конечно, важно развивать собственные умственные способности, повышать уровень своего интеллекта, развивать целостное восприятие.