Восприятие определяет поведение и поступки
17 августа 2021Экономика: влияние на психику личности и общественное сознание
25 августа 2021В ряде обществ ведётся много разговоров о необходимости быть более терпимыми и толерантными. Давайте поговорим о том, что такое толерантность в социологии и толерантность мышления, какая от него польза и каков вред?
Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») – термин, применяемый в ряде наук, и обозначающий, или как правило, обозначающий отсутствие реакции объекта или субъекта на внешние или внутренние раздражители. Например, в биохимии означает способность биологических организмов адаптироваться к ядам, а в фармакологии, иммунологии и наркологии – привыкание организма и отсутствие реакции с его стороны при различных воздействиях.
В рамках данного материала мы поговорим о толерантности в социологии.
Толерантность и терпение
Общество – это сложный механизм, в рамках которого миллионы отдельных личностей взаимодействуют друг с другом. Само это взаимодействие, как и его результат, определяется тем, что эти личности несут в своей психике, по какой причине, и какое взаимодействие они инициируют.
Поскольку каждый человек является независимой личностью со своими взглядами, оценками, суждениями, опытом, а также текущим настроением, то его отношение к окружающим людям формируется индивидуальное. Конечно, все отношения можно сгруппировать в несколько общих категорий, но это не отменяет уникальности каждого индивидуума, его реакций и отношения. В обществе человек постоянно сталкивается со множеством явлений, ряд из которых может им быть воспринят в негативном ключе, которые могут стать для него раздражителем и побудителем к определённым действия.
Например, человеку может не нравиться поведение, поступки, одежда, принципы, нормы морали или иные параметры другого человека или группы лиц. В таком случае, данный человек может стать неконструктивным в своём поведении к другому человеку или группе лиц в своём поведении.
Терпение и толерантность позволяют человеку загасить возникшую реакцию на внешний раздражитель, не проявив её. Тем самым объект или субъект, вызвавший негативные эмоции у человека, не пострадает ни физически, ни психологически. Но во всех ли случаях терпение и толерантность уместны?
Защитные механизмы и деструктивное поведение
Существует два явления, которые могут потребовать в отношении себя толерантности и терпимости: защитные механизмы психики, которые глубоко позитивны и работают на человека, и деструктивное мышление, причиной которого может стать множество факторов.
Защитные механизмы психики и личности
Человек – сложное существо, которое стало плодом сложнейшего эволюционного отбора на протяжении сотен тысяч лет (если брать вид Homo sapiens – человек разумный), и его психика такое же дитя эволюционного отбора. На протяжении сотен тысяч лет человеческий вид вырабатывал лучшие поведенческие нормы и на генетическом уровне, и на уровне общественных норм и морали, которые помогали человеку и человеческому виду выживать. Все механизмы психики, которые были деструктивны и мешали выживать, исчезли и вымерли вместе с их носителями.
Результатом этого процесса стала текущая психическая конституция современного человека. Конечно, можно утверждать, что она несовершенна, но совершенного в этом мире ничего нет. Кроме того, всё подвижно и всё находится в процессе постоянного изменения и совершенствования. Но то, что имеет человек сейчас – это лучшее, что может быть на данный момент.
Психика человека за сотни тысяч лет сформировала множество защитных механизмов личности и своего вида, которые действуют как на самых базовых и глубинных уровнях личности человека, так и имеют проявления на самом поверхностном уровне – в сознании. Этих защитных механизмов множество, и они охватывают все области жизни человека от самых глобальных, и касающихся выживания, до самых незначительных и локальных. Психика человека в автоматическом режиме работает над его выживанием.
Смысл и главная цель защитных механизмов психики – защитить человека и его вид, способствовать его выживанию, размножению и развитию за счёт стимулирования деятельности и поступков конструктивных, и за счёт предотвращения деятельности деструктивной и контрпродуктивной через базовый механизм мышления человека – ощущение удовольствия и страдания.
Деструктивное мышление и поведение
Помимо естественных защитных механизмов психики, которые работают в штатном режиме, возможны и деструктивные проявления, например, когда защитный механизм психики в отдельно взятом индивидууме или социальной группе стал работать со сбоем, отклонился от своей природы и стал деструктивным. Или же индивидуум в процессе своей жизни приобрёл личные качества, которые вынуждают его неконструктивно реагировать в тех или иных ситуациях.
Проявление защитных механизмов
Защитные механизмы психики проявляются разными способами, но базовыми проявлениями, которые человек может уловить на уровне сознания, является удовольствие и страдание. Именно через эти ощущения защитные механизмы управляют человеком и проявляют свою природу.
Самыми простыми и базовыми проявлениями являются ощущения от физических страданий, такие как голод, боль, жажда, страдание от нехватки сна и другие. Но нас в контексте этого материала интересуют защитные механизмы психики, которые активируются на социальном уровне, в процессе взаимодействия с другими представителями вида. И здесь поле для изучения значительно более широкое и масштабное.
К защитным механизмам психики в области общества относится в первую очередь такое понятие как «свой – чужой». Люди, делясь на группы для совместного выживания, вступали в различные конфликты с другими группами. Когда-то это были дикие племена, сейчас полноценные государства, народы и нации. Но вне зависимости от размера группы принцип «свой – чужой» работает одинаково. К своим отношение всегда иное, нежели к чужакам. И то, что можно простить своему, чужаку прощено не будет.
Понятие «свой – чужой» имеет очень широкое применение. Оно актуально и для деления людей между собой по признакам расы, национальности, веры, политических взглядов, социального положения, и множеству других параметров. Если по тому или иному вопросу люди могут разделить себя на разные группы, то непременно возникнет деление на «свой – чужой», а тем и вопросов, разделяющих людей, очень много.
Но помимо защитного механизма психики «свой – чужой», существует множество иных, работающих в области поведения человека в социуме. Одно поведение человека в социуме приветствуется большинством представителей данного социума именно на основании своих защитных механизмов, иное же поведение – отвергается. Главными формами проявления защитных механизмов психики в социальной сфере являются как положительные реакции, такие как принятие, похвала, одобрение, так и отрицательные: отвращение, осуждение, непринятие.
Когда срабатывают защитные механизмы психики?
Случаев, когда срабатывают защитные механизмы психики, множество. Одни могут иметь отношение к поведению и морали, другие – к тем или иным предрасположенностям человека.
Как было сказано выше, большинство защитных механизмов – это следствием сотен тысяч лет эволюции, и как правило, эти механизмы адекватны реальности и конструктивны, работают на благо человека и общества. Защитные механизмы нужны человеку для того, чтобы на подсознательном, бессознательном уровне отличать правильное от неправильного, конструктивное от деструктивного, способствующее развитию от способствующего деградации, то, что помогает выживать, и то, что выживать мешает. В большинстве случаев защитные механизмы психики адекватны и актуальны своей реальности.
Но по ряду причин человек может испытывать отвращение, ненависть и неприятие, и иные ощущения, свойственные защитным механизмам, в ситуациях, в которых их ощущение неадекватно и деструктивно. Это может стать причиной воспитания или иных факторов, например, личного опыта. Но в глобальном преломлении среднестатистически это, как правило, является не опровержение, а подтверждением базового защитного механизма.
Толерантность и защитные механизмы психики
Толерантность – это, по сути, блокирование защитных механизмов мышления. То есть там, где должна возникнуть отвращение, отторжение или непринятие либо человек ничего не ощущает, либо свои ощущения давит, и осознанно не проявляет. То есть в ситуации, когда защитный механизм психики говорит человеку действовать каким-либо образом (сказанные слова также являются действием), он этого не делает, либо потому, что ничего не ощутил, что говорит о том, что защитный механизм психики отключён, либо ощутил, но подавил данные ощущения и внешне не проявил их, что говорит о том, что у него для терпимости есть отдельная мотивация.
Подавление или отключение защитных механизмов в большинстве случаев является фактором отрицательным. Поскольку, как уже было отмечено выше, эти механизмы стали плодом многотысячелетней эволюции и естественного отбора. Личности и народы, у которых этих защитных механизмов не было либо не вовсе не появились на свет, либо появились и впоследствии исчезли, проиграв конкурентную борьбу народам, которые эти защитные механизмы имели.
Когда речь заходит о базовых функциях личности, всегда нужно быть крайне аккуратным, поскольку в психике человека всё не просто так, у всего есть существенная причина появления и сохранения во времени.
Мотивы терпимости и толерантности
Для проявления толерантности, как правило, есть объективные и субъективные причины. Например, необходимо загасить конфликт между народами или иными социальными группами в интересах общей группы, в которую они входят.
Например, государство, как общая группа для всех своих граждан, заинтересовано в том, чтобы между его гражданами был мир и добрые взаимоотношения, и потому оно заинтересовано в том, чтобы разногласия между различными этническими, религиозными, политическими и иными группами своих граждан разрешались мирным путём, а желательно и вовсе не возникали.
Терпимость как вид защитного механизма
В этом смысле терпимость и толерантность является естественной функцией выживания различных групп за счёт нивелирования конфликтов между ними и начала конструктивного взаимодействия, вместо деструктивного противостояния.
Таким образом формирование терпимости и толерантности также является защитным механизмом человеческой психики и социума, с одной стороны, защищающее личность от негативных эмоций, которые её разрушают и толкают на деструктивное поведение, с другой стороны, защищающее социум от разрывание его на множество противоборствующих группировок, ведущих друг с другом борьбу на уничтожение.
Особенности термина толерантности
Главная особенность термина «толерантность» заключается в том, что он имеет отношение в первую очередь к внешнему проявлению, а не к внутреннему состоянию человека. Толерантность подразумевает определённое поведение, но не психологическое состояние, а оно всегда является ключевым.
При проявлении толерантности человек может внутри испытывать раздражение и скрывать его, либо может испытывать внутреннее принятие, то есть не испытывать негативных эмоций. В первом случае толерантность является только прикрытием внутренней бури, которая так или иначе однажды вырвется на свободу. Во втором случае это подлинное принятие ситуации такой, какая она есть, и отказ от борьбы с ней даже внутри своей психики, что не приведёт к последующим негативным последствиям.
Поэтому сам термин «толерантность» описывая только внешнее поведение, но не психологическое состояние, очень ограничен в своём использовании и не отражает всей глубины вопроса в любой ситуации, в которой может возникнуть необходимость в принятии или терпении.
Разница между терпимостью и принятием
Между терпимостью и принятием есть огромная разница. Терпение – это, по сути, подавленное раздражение и иные негативные эмоции. Терпению всегда приходит конец, когда общая сумма раздражения и дискомфорта превышает определённый порог. Принятие – это не противодействие, отсутствие раздражения и иных отрицательных эмоции, согласие с явлениями или феноменами такими, какие они есть. О разнице между принятием и терпением мы говорим в другой публикации – «Терпение и принятие: в чём разница?»
Искусственное навязывание толерантности
Нередко бывает необходимо создать мир между разными группами людей за счёт мягкого или не очень мягкого навязывания им толерантности, терпимости и принятия друг друга, для установления между ними сотрудничества и конструктивного взаимодействия.
К подобному навязыванию прибегает общая группа для своих подгрупп, которые необходимо примерить, например, государство для разных социальных групп, руководство организации для своих сотрудников, и так далее.
Как правило, подобная деятельность при условии, если она организована грамотно и корректно является глубоко позитивным фактором, способствующим общему росту мира и процветания, увеличению внутренней синергии в группе и внутреннего взаимодействия, что положительно сказывается на устойчивости всего социума, сохранении во времени и пространстве, и развитии.
Деструктивные формы толерантности
Нередко толерантность принимает крайне деструктивные формы, когда будучи навязываемой под ложными предлогами и поводами, является фактором не повышающим стабильность, а наоборот плодит нестабильность и порождает новые конфликты.
Дело в том, что в любом обществе появляются группы, которые по своей природе и идеологии, являются изначально деструктивными для всего социума или большей его части. Деструктивная идеология – это очень крупная тема, и о ней мы поговорим в будущих материалах.
Попытка примерить деструктивные и конструктивные группы между собой на общих началах за счёт навязывания толерантности приведёт к росту общей нестабильности в головной для них социальной группе.
Например, попытка государства примерить воров и ограбленных приведёт к плачевному результату для самого государства, подрыву его внутренней стабильности и устойчивости. Таков же будет результат для любой головной группы, если она решит примерить деструктивные и конструктивные подгруппы в своём составе.
Для того, чтобы этого не происходило, нужно иметь точное, научное знание о том, по какому принципу деструктивные группы и идеологии отличаются от конструктивных. Путаница между ними, а как следствие этого и неразумных подход на её основании, могут очень дорого стоить.
Баланс общественного сознания
Общество существует в рамках баланса между естественной конкуренцией между различными группами в рамках общих правил и законов, и толерантностью, когда защитные механизмы групп отключаются или гасятся для снижения конкуренции в определённых ситуациях или перевода этой конкуренции в конструктивное русло.
Главным результатом и первого, и второго является повышение устойчивости, сохранности и выживания общей для своих подгрупп группы, а конкуренция и толерантность являются инструментами в рамках выживания общего для большинства групп социального организма.
Сохранение здорового баланса при работе со своими подгруппами очень важно для выживания любой группы, в том числе и государства. Также очень важно уметь отличать изначально деструктивные группы, на подавление которых должен работать весь социальный механизм, от групп конструктивных, существование и безопасность которых должны быть гарантированы всем социумом. Попытка применить толерантность и примирение между деструктивными и конструктивными группами всегда будет иметь печальные последствия для общей для них группы.
Очень интересная статья!
В моем представлении «толерантность» — почти ругательное слово из-за набивших оскомину призывов западной пропаганды быть толерантными к ЛГБТ. Для меня все извращенцы — презренные люди. Однополые браки однозначно должны быть под запретом! Я, например, по этой причине давно не смотрю никакие концерты — меня тошнит от геев и силиконовых девиц на сцене. Да, я абсолютно не толерантна в этом отношении!
В жизни часто встречаются люди и явления неприятные нам. Раньше было понятие «стыдно перед людьми» и это останавливало многих от неблаговидных поступков. Теперь, наоборот, стыдно сделать замечание нахалу или нахалке. Все вокруг слишком толерантные… ))) А точнее сказать, равнодушные.
Нет, я вовсе не против эмпатии — понимания другого человека, даже если он делает то, что я не делаю. Но есть грань, за которой эмпатия исчезает и появляется непринятие и осуждение. «Не суди, да не судим будешь» — эдак можно далеко зайти, так же, как и в противоположном направлении — безразлично проходя мимо безобразия.
В общем, во всем должно присутствовать чувство меры и здравый смысл. Но я против толерантности, в русском языке есть слова по значению то же самое, но без негативной окраски. (Вот странно, слово «голубой» не вызывает у меня автоматом двойственный смысл. ))
Общество в разные моменты своей истории находится в разном состоянии психологическом состоянии. Например, в определённый момент общество могло быть напугано каким-то явлением (по объективным или субъективным причинам), и тогда на долгий промежуток времени на уровне законов и общественной морали данное явление будет порицаемо, и с ним будет идти борьба разными методами, в том числе и осуждением.
Всё в конечном счёте упирается в практику, и вся идеология, общественная мораль, представления о том, что хорошо, а что плохо, являются инструментом выживания общества, попыткой общества подстроится под законы мироздания и сохраниться. Если представления общества верны и выбранный путь помогает выживать, то как правило, подобные нормы глубоко входят в культуру и общественное сознания на века и даже тысячелетия в зависимости от своей полезности. Если же какие-то нормы поведения и отношения снижают выживаемость общества, уменьшают его внутреннюю устойчивость и стабильность, то либо общество отказывается от них, либо исчезает.
Но людям свойственно экспериментировать, и подлинность тех или иных догм и постулатов общественной жизни периодически необходимо подтверждать повторно, поскольку новым поколениям может начать казаться, что их актуальность давно устарела. В таком случае происходит полный или частичный отказ от работающих поведенческих схем и замена их (или попытка замены) некими новыми представлениями о нормальности. Кроме того, социальные эксперименты нередко ставят популярные в определённый исторический период идеологические течения, формирование которых отдельная тема.
А дальше начинает работать описанный выше механизм – либо новые установки оказываются эффективнее старых, тогда они входят в культурный код общества и повышают его стабильность и выживаемость, если же новые подходы и мораль оказались менее эффективными или даже деструктивными, то либо общество своевременно от них отказывается, возвращаясь к проверенным и конструктивным подходам в своей жизни, либо теряет внутреннюю стабильность, распадается, проигрывает конкуренцию более стабильным обществам, и либо вовсе исчезает, либо теряет свою значимость, силу и влиятельность в сравнении с другими обществами. Происходит естественный отбор различных обществ: слабые исчезают, сильные и устойчивые продолжают свой путь в истории.
Что касательно «Не суди, да не судим будешь», как мне видится, это в первую очередь имеет отношение к внутреннему миру человека, к его душевному состоянию, а именно отсутствию обид, злости, ненависти, чувства вины и других негативных эмоций. Одновременно с этим, это не значит, что человек отказывается от своей позиции, понимания того, что хорошо, а что плохо, и своего права отстаивать свои убеждения, своего права защищать себя и то, что ему дорого.