Многослойность мышления человека: как это работает?
21 апреля 2021Человек – заложник своих потребностей
24 апреля 2021Слова играют ключевую роль в жизни человека и функционировании общества. Без слов практически невозможно организовать коммуникацию между людьми и любые социальные структуры рухнут без них. Но насколько общение, построенное на словах эффективно, и как много мы не можем ими передать? Давайте поговорим об этом!
Роль слов в общении, мышлении и обществе
Словам в жизни человека уделено особенное, ключевое место. Как много радости родителям приносит первое слово их малыша. Это более радостное событие, чем даже его первые шаги, поскольку появление слов говорит о внутреннем развитии человека, что открывает двери для будущего общения с ним, обменом мнением, опытом, знаниями.
Без вербального1 общения невозможно представить функционирование общества. Экономика, наука, обучение, все системы и структуры общества построены на вербальном общении. Его роль не просто глобальна, а является решающей во всех социальных процессах. Большая часть знаний о мире, его устройстве, порядках и нормах передаются новому человеку (ребёнку) посредством вербального общения – слов.
Очень большую роль слова играют и во внутреннем мире человека, и чем старше становится человек, тем их роль только возрастает. Человек хранит свои воспоминания в вербальном виде, в виде словесного описания событий и различных элементов. Человек постоянно проговаривает про себя свои мысли, что называется внутренним диалогом. И внутренний диалог не только является одним из элементов мышления человека, но и сам по себе оказывает огромное влияние на психику и мыслительные процессы человека.
Как уже было сказано выше, слова играют огромную роль в обществе и социальной среде. Это происходит благодаря тому, что они являются хоть и крайне несовершенным, но в своём роде единственным механизмом обмена информацией между людьми. Поэтому в общении между людьми слова являются незаменимым инструментом (среди известных инструментов) для обмена информацией: получением информации и её передачи.
Вербальное общение является краеугольным камнем построения общества и взаимоотношений между людьми. В силу своей уникальности вербальное общение часто переоценивают и возлагают на него избыточные надежды и избыточные ожидания, полагая, что благодаря ему можно решить любые вопросы и обменяться любой информацией. Это, к сожалению, далеко не так.
Что можно сказать словами?
Вербальное общение открывает перед человеком огромные возможности. Человек может получить и передать большой массив информации, начиная от описательных характеристик окружающего мира: форма, цвет, поведение, заканчивая точными: координаты, количество, длину, вес и прочее.
С помощью слов можно передать практически любую информацию. Единственным условием передачи той или иной информации является наличие у другого человека нужной информации о том, что ему говорится. Например, слепой от рождения не сможет понять, что такое цвет, как ему не объясняй, а глухой не сможет осознать передаваемую ему информацию о громкости, резкости или мелодичности звуков.
Поэтому главным условиям передачи информации вербальным способом является предварительное наличие у передающего и воспринимающего информацию человека некой единой схемы, некого общего знания о передаваемой информации, общего контекста, который изначально должен быть и у индуктора2 и у реципиента3, либо должен быть сформирован в процессе общения.
Непонимание и недопонимание
Люди крайне часто сталкиваются именно с этой сложности в процессе своего общения, что называется непониманием. Когда один человек своими словами описывает событие или феномен, рассчитывая на понимание, а другой человек, принимающий эту информацию, не может её понять или его итоговое понимание сильно отличается от желаемого, поскольку в его памяти слова, произносимые другим человеком, имеют другое значение, чем в сознании у собеседника, тогда возникает недопонимание, и общение оказывается осложненно.
Например, один человек хочет рассказать другому про погоду и что тому нужно одеваться теплее, потому что холодно. Но в его понимании «холодно» – это одна температура, например, -5° по Цельсию в то время, как у его собеседника «холодно» ассоциируется с температурой в -40° по Цельсию. И он, получив информацию о том, что «холодно», и начинает готовиться к -40°: надевает валенки, две дублёнки, трое штанов, чем вызывает удивление своего собеседника, который имел в виду совсем иное «холодно».
Такое легко может произойти в общении между встретившимся жителями северных и более южных широт. Для жителей арктического и экваториального поясов понятие «холодно» будет совсем разным, хотя слово они будут использовать одно и тоже.
Подобными разночтениями пронизано наше сознание. И понимание, что плохо и насколько плохо, а что хорошо и насколько хорошо, чего мало, чего достаточно и чего много, всё это и многое другое по совершенно различным вопросам очень сильно отличается от человека к человеку.
Формирование общего контекста для взаимопонимания
Внутренний мир человека – очень изолированное пространство. Общение между людьми происходит благодаря словам, а также мимике, жестикуляции и иным проявлениям человека. Но базовым элементом взаимопонимания является общий контекст, та общая модель, общая схема, которая находится у двух общающихся людей в головах. При этом, если общего контекста нет, то его можно попробовать создать в другом человеке в процессе самого общения, но это не всегда является возможным.
Например, слепой от рождения человек не сможет понять, что такое свет, контрастность, яркость, цвет, как ему это не объясняй. Человек зрячий не сможет с помощью слов перенести свои образы, своё восприятие в сознание слепого от рождения человека, насколько бы он ни был красноречив.
Так же ситуация с любыми другими вопросами. Например, если человек никогда в жизни не видел красного цвета, то ему объяснить словами, что это такое, создав у него в сознании нужный образ, будет совершенно невозможно. Взаимопонимание возможно только при наличии понимания того или иного вопроса сразу у двух общающихся людей.
Создание же общего контекста формируется, как правило, в процессе жизни. Например, когда ребёнок падает, он узнаёт, что такое боль, он плачет, жалуется, на его лице гримаса боли. И когда он видит схожую ситуацию, произошедшую с другим человеком, он приходит к выводу, что тот тоже испытывает боль. Также происходит образование общего контекста и по всем простым, и по всем сложным явлением нашего мира. При этом доподлинно узнать, чувствует ли другой человек тоже самое, видит ли он тоже самое, ощущает ли он тоже самое, что и мы, невозможно. Мы только предполагаем, что чувства другого человека такие или иные, но наверняка никогда не знаем и узнать не можем.
Что нельзя сказать словами?
Наша любовь к словам зачастую приводит к тому, что мы забываем, что это очень ограниченный инструмент, который не позволяет выразить всю глубину чувств и эмоций, которые мы испытываем.
Внутренний мир человека крайне богат и сложен, и выразить его словами невозможно. Невозможно передать другому человеку словами то, что чувствуешь, то, что испытываешь. Единственный способ попробовать поделиться своими внутренними переживанием в расчёте на понимание – это апеллирование к тем чувствам, которые другому человеку знакомы. Например, человек, который страстно любил, сможет понять страстную любовь другого человека. Если же он никогда таких чувств не испытывал, то и понять их он никогда не сможет, как ему не объясняй.
Вследствие этого между людьми существует незримый, но непроницаемый барьер, который настолько привычен, что незаметен, – это барьер непонимания, который невозможно устранить словами. Внутри себя мы одиноки и ничего из своего внутреннего мира словами мы не можем гарантированно выразить, так же как не можем залезть в голову к другому человеку и почувствовать то, что он чувствует. Можем строить догадки, предположения, пытаясь сопоставить его слова и поведение со своим чувственным и эмоциональным опытом. Но это только попытки, но никак не доступ к реальным чувствам и эмоциям другого человека.
Это линия разделения пролегает между всеми людьми, даже самыми близкими: родителями и детьми, влюблёнными, друзьями. И перейти её словами невозможно, но что не отменяет иных способов.
Величайшее искусство слова
Одним из величайших искусств из тех, что даны человеку, конечно, является искусство слова. И двойне это искусство ценно, потому что вынужденно работать с очень ограниченным инструментом – словами.
Передать чувства словами, пробудить чувства в человеке словами – это величайшее мастерство, которым владели те, кто вошёл в историю, как величайшие поэты и писатели. Столь ограниченным инструментом как слово, выразить глубину человеческих эмоций и пробудить чувства в другом человеке может лишь величайший талант. Именно поэтому писатели и поэты всегда столь высоко ценились в обществе, поскольку позволяли хоть и не перейти эту незримую грань невозможности напрямую передать свои чувства и эмоции другому человеку, но очень существенно прогнуть и натянуть её, вдавив её внутрь, тем самым приблизив один одинокий внутренний мир к другому такому же одинокому внутреннему миру.
- Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. ↩︎
- Индуктор – (лат. inductor — побудитель, возбудитель) это объект или субъект, передающий сигнал или воздействие. ↩︎
- Реципиент – (лат. recipere — получать, принимать) это объект или субъект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта или субъекта. ↩︎