«Кто жизнью бит, тот большего добьётся…» – Омар Хайям
15 апреля 2021Внутренний мир человека – крайне сложная система, состоящая из множества взаимозависимых структур и мириад различных элементов. Всё, переплетаясь внутри человека, и его ум, мысли, чувства, желания и страхи, вера и сомнение, рождает его личность. Давайте поговорим об уме человека, его интеллектуальных способностях, и какую роль они играют в нашей личности.
Мысли бегут сами собой, наше внимание переключается с одной темы на другую, что-то захватывает нас, что-то отвлекает. Это обычное состояние ума. Мы постоянно ведём внутренний диалог сами с собой, прокручивая у себя в сознании различные прошедшие, происходящие или предстоящие события, ведём дискуссии с воображаемыми образами реальных людей и вымышленных персонажей. Внутренний диалог также является неотъемлемой частью ума.
В данном тексте мы разберём ум, как одну из множества систем нашей личности, у которой есть своя функция, свои механизмы и своя природа, который обладает своими преимуществами, но также обладает и рядом недостатков при решении определённых задач. Сразу стоит оговориться, что отделить одну систему от другой внутри личности человека очень сложно, и практически невозможно прочертить между ними разделительную линию. Поэтому при описании буду использовать общие слова, которые используются в обиходе.
Сомнение, как основа ума
Самым главным элементом, который формирует наш ум, является сомнение. Без сомнения ум не существует. Если быть более точным, то сомнение – это и причина появления ума, и топливо, на котором он работает.
Когда сомнений нет, когда для размышления, для внутреннего диалога, который является неотъемлемой частью ума, места нет, например, в ситуации, когда нам всё понятно и нет сомнений в том, что произошло, или что нужно делать, то мы не тратим время на размышление, мы просто действуем. В такой случае ум не включается, внутренний диалог не запускается.
Рациональность, интеллект, оценка возможных вариантов, что есть базовые функции ума, нужны только в том случае, когда мы предполагаем различные возможные варианты будущих, текущих или прошлых событий, что в свою очередь и есть сомнение. При этом большинство наших мыслительных процессов проистекает без участия ума, а на других уровнях нашей личности.
Ум же создан сомнением и неопределённостью, и может оперировать только переменными, но не константами. Всё в нашей памяти, наших знаниях, нашем опыте не константы, а переменные. Ни в чём ум человека не может быть уверен на сто процентов, даже в том, что он видит перед собой своими глазами здесь и сейчас. Ведь то, что видят глаза, может быть иллюзией, галлюцинацией или вовсе сном. Да и сам зрительный канал передачи информации несовершенен и искажает информацию. Поэтому всё, с чем имеет дело ум, есть переменные и неопределённости, что и есть сомнение. И даже в самом проверенном и очевидном знании, ум может быть уверен на сто процентов.
Конечно, нужно учесть, что количество одновременно обрабатываемых переменных умом зависит от силы самого ума. Чем сильнее ум человека, тем с большим количеством переменных он может работать, и тем большее он может поставить под сомнение. Слабый ум вынужден считать переменные константами, чтобы упростить процесс мышления. Вследствие этого происходят ситуации, когда человек с пеной у рта может доказывать стопроцентную достоверность того или иного своего суждения, даже не имея возможности его проверить.
Страдание, как ещё одна причина появления ума
Счастливый человек не нуждается в уме, поскольку, если всё хорошо, то нет причин для размышлений, можно просто наслаждаться настоящим. Только страдание рождает ум, ум как попытку решить задачу и избавиться от страдания. Тогда включается механизм оценки произошедших, происходящих или предстоящих событий, внутренняя дискуссия о возможных решениях, способах и вариантах выходах из ситуации, которая приводит к страданию.
Сомнение, упомянутое ранее, также является страданием. Человек сомневающийся страдает от самого факта сомнения. Сомнение – это очень некомфортное и неприятное для человека чувство. И чем более значим для человека вопрос, по которому возникли сомнения, тем больше он будет страдать, и тем в большей мере будет задействован его ум.
С подобной ситуацией знаком каждый человек, когда прокручиваешь в голове прошедшие, происходящие или предстоящие события, дискутируешь сам с собой, споришь с кем-то в своём воображении, ругаешься, отвергаешь. И этот процесс неостановим. Он будет продолжаться до изнеможения человека, которое в зависимости от интенсивности переживаний, наступит раньше или позже. Подобное мышление крайне утомительное, изнашивающее и совершенно бесплодное и безрезультативное.
К деятельности ума приводит страдание психологическое, а также страдание физическое, если оно привело к страданию психологическому. Более того рождение внутреннего диалога неизбежно во время страдания.
Вера, знание и сомнение, и причём тут ум?
Психика человека – это многосложная система, в которой ум играет только свою и весьма ограниченную роль. Ум – это сомнение и он может оперировать только неопределённостями, вероятностями и переменными. Но в человека встроено естественное стремление к отсутствию сомнений и вере (не в религиозном смысле, а как механизм мышления).
Сомнение заставляет человека страдать, а вера, как механизм мышления, даёт человеку покой и внутреннюю силу. Нет ничего удивительного в том, что человек подсознательно на самом глубоком уровне пытается избавиться от сомнений и от приносимого ими страдания.
Вследствие этого формируется такое явление как знание. То, что называют знанием, является компромиссным решением между природой ума, построенной на сомнении, и тягой человека к отсутствию сомнений – вере. Знанием называют проверенную и достоверную информацию, в которой не принято сомневаться. Например, знанием является утверждение, что Земля имеет округлую форму, что она не плоская и не квадратная.
Но это в некотором виде подделка. Дело в том, что сам ум не может не сомневаться, даже в том, что видит своими глазами – такова его природа. Попытка совместить ум и его природу, построенную на переменных и неопределённостях, с врождённой в каждого человека тяге к избавлению от сомнений, рождает довольно деструктивные формы. И результатом этого становятся такие странные и деструктивные формы поведения, когда человек ради своего «знания», в которое он верит, готов спорить, драться или даже идти на большее.
К примеру, большинство людей посмотрят на человека, который скажет, что Земля плоская, квадратная или существует в виде трубочки, как на умалишённого, а кто-то начнёт ему яро доказывать, что он не прав. При том, что подавляющее большинство людей не смогут самостоятельно доказать, что Земля круглая. Их этому просто научили, и они в это верят, и они будут защищать это «знание» от сомнений и других вариантов, чтобы не усложнять свою картину мира заменой константы переменной, на обработку которой требуется существенно больше энергии ума, чем на обработку умом константы. Это также естественная функция ума.
Заключение
Ум – это территория сомнений, неопределённостей и переменных. Ум берёт своё начало от страдания и сомнений, которое тоже является страданием, и может функционировать только в рамках этого. Чем сильнее психологическое страдание, тем больше будет сомнение и тем активнее будет работать ум.
Внутренний диалог является неотъемлемой частью ума и также проистекает от страдания и сомнений. Внутренний диалог – это форма проявления ума.
Человек подсознательно стремиться к избавлению от страданий, а значит и от сомнений, которые вызывают у человека страдание, в этом смысле стремится к вере (не в религиозном смысле, а как механизм мышления). На стыке ума, построенного на сомнении и страдании, и подсознательного глубинного желания человека избавиться от страданий и от сомнения, рождается некий компромиссный вариант, который принято называть знанием. Знанием называют информацию, в которой не принято сомневаться.
Данный компромисс рождается естественным образом и приводит к различным позитивным и деструктивным явлением, но не может стабильно существовать, поскольку сила ума человека ограничена, и он не может обрабатывать все возможные переменные в этой Вселенной (а для ума всё есть переменные) и вынужден для упрощения мышления создавать островки постоянства – знания, которые хоть и не являются константами по факту, но воспринимаются как таковые, что помогает упростить процесс мышления и сделать работу ума менее энергозатратной, хоть и менее эффективной.