Любовь и ненависть: почему между ними один шаг?
1 апреля 2021Нередко можно повстречать людей с невысокими интеллектуальными способностями, но которые убеждены в силе своего ума, и умных людей, которые знаю, что ничего не знают. Почему так происходит и есть ли здесь какая-то закономерность?
Я знаю, что ничего не знаю
Сократ
Эту изречение, приписываемое Сократу, можно услышать и в других вариантах: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Хоть последний вариант и содержит небольшую толику гордыни, но тем не менее так же отражает интересующую закономерность, когда человек умный, образованный, интеллектуальный считает себя человеком, знающим мало или недостаточно в то время, как человек, не обладающий серьёзным интеллектуальным потенциалом наоборот считает себя крайне умным и сведущим. Почему же так происходит?
Дело в том, что самоанализ, анализ себя и своих интеллектуальных способностей требует уровня интеллекта не ниже определённого значения. То есть, человек, который обладает интеллектом ниже определённого уровня, просто будет не в состоянии понять размер своего ума и интеллекта.
Сомнение в своих знаниях, интеллекте, умственных способностях требуют определённого развития ума. Дело в том, что сами сомнения потребляют большое количество энергии, поскольку оперируют не константами(1), а переменными(2). Оперирование же переменными требует значительного большей мощности ума, чем оперирование константами, потому что переменные, будучи неопределёнными величинами, генерируют значительно большее количество возможных вариантов и связей с собой, чем у уже определённого значения – константы. Проще говоря сомнение может себе позволить только человек с хорошо развитой памятью, вниманием и интеллектом.
Приведём простой пример из математики. Если все слагаемыми известны, например, 2 и 2, то их сумма известна: 2 + 2 = 4. Но если одно или оба из слагаемых под вопросом, если есть сомнение по поводу их величины, то 2 уже может быть и не 2, а значит и 4 уже не 4. Например: x + 2 = ?. Ответом в таких условиях может быть и 5, и 10, и 1000. Сплошная неопределённость. А если добавить к этому примеру то, что ответ на это выражение оказывает влияние на другие расчёты, то всего лишь одна неопределённость генерирует неопределённости во всех связанных с этим элементах.
Мир, будучи намного более сложным, чем приведённые здесь математические выражения, содержит мириады переменных, неизвестностей и неопределённостей, которые имеют между собой бесчисленное количество связей, природа которых тоже не определена.
Конечно, пытливый ум может прийти к выводу, что задачей ума является решение уравнений жизни и определение для всех переменных значений. Это, конечно, так, но работает это только в математике в то время, как при восприятии и оценке мира человеком всегда существует вероятность ошибки, связанной с восприятием или расчётом, что в свою очередь приводит к тому, что любое, даже уже вычисленное и определённое значение, всё ещё остаётся переменной.
Умный любит учиться, а дурак – учить.
Антон Павлович Чехов
Из вышеописанного также проистекает феномен, когда у умного человека множество вопросов, а у дурака одни ответы. Здесь тот же принцип: константы и переменные. Вопрос – это переменная, неопределённая величина, которая в потенциале может быть чем угодно, а значит количество возможных вариантов, связанных с ответом на вопрос, крайне велико и они требуют существенных умственных сил на обработку. В то время, как константы – это известная, определённая величина, которая легко и просто встраивается в общую картину мира человека, и не требует дополнительных умственных сил на обработку, а также не требует постоянного возращения к ней для перепроверки.
Таким образом получается, что сомневаться в своих умственных способностях и иметь большое количество вопросов может себе позволить только человек с интеллектом не ниже определённого уровня. Все же, у кого интеллект ниже этого уровня, просто не смогут обработать сложную картину мира со множеством переменных, неизвестных областей и неопределённостей, и будут вынуждены оперировать жёстко выстроенной картиной мира, где минимум переменных и максимум готовых ответов, которые не ставятся под сомнение, поскольку подобная картина мира требует значительно меньше интеллектуальных способностей на своё поддержание и обработку.
Здесь же прослеживается парадоксальная, на первый взгляд, закономерность в том, чем ниже у человека интеллектуальные, умственные способности, тем меньше у него вопросов, меньше сомнений в себе и своих знаниях, и больше уверенности в неоспоримости собственной правоты. Чем выше у человека умственные способности, тем больше у него вопросов и сомнений в каждой собственной мысли и области знания.
- Константа – постоянная величина (скалярная или векторная) в математике, физике, химии. ↩︎
- Переменная – атрибут физической или абстрактной системы, который может изменять своё (как правило, численное) значение. ↩︎