«Если Бога нет, то всё дозволено» – Фёдор Достоевский
30 марта 2021Предприниматель формирует свой бизнес, свою компанию таким образом, каким считает нужным, вкладывая свои идеи, мысли, эмоции и представления в неё. Но какое влияние оказывает сам бизнес на предпринимателя и к чему это может привести?
Создание и формирование характера организации
Любой бизнес – это воплощения образа, характера, эмоций, представлений предпринимателя, который данный бизнес создал, или группы соучредителей. Всё в бизнесе является отражением предпринимателя, как его сильных сторон, так и слабых.
Предприниматель решает, что делать и как, кого назначать на управляющие должности. И руководителей тоже отбирает он, исходя из своих представлений и личных симпатий или антипатий. В свою очередь, назначенные руководители уже начинают проявлять свои черты характера, которые либо одобряются собственником, либо корректируются им, а также проводят в организации политику, которая одобрена собственником бизнеса.
Влияние предпринимателя на его компанию понятно и неоспоримо. Оно, конечно, не абсолютно в силу того, что есть законодательство страны, в которой открыт бизнес, нормы общественного поведения и морали, но данное влияние существенно и значительно.
Самостоятельная жизнь компании
Но существует ли встречное влияние бизнеса на предпринимателя, и если существует, то каково оно? Конечно, когда компания создана, она начинает жить своей жизнью, и чем больше в своих размерах становится организация, тем более самостоятельной от владельца становится её жизнь. Но первоначально заложенное предпринимателем зерно сохраняется в организации очень продолжительное время, зачастую даже после ухода создателя из бизнеса или из жизни.
Каково влияние бизнеса на своего создателя и собственника? Любой бизнес – это люди. Люди, обученные определённому порядку действий, норм, порядков и реакций. Когда бизнес создан, и в него вложено множество усилий и труда создателя, то данная организация начинает жить по заложенным в неё порядкам.
Например, предприниматель исходя из своего собственного характера и своих представлений об управлении, нанимал на работу прижимистых и экономных руководителей, а тех из них, кто не обладал этими качествами, направлял в нужное собственнику русло, либо увольнял. Эти руководители, имея нужные собственнику черты характера, сами нанимали и оставляли на должностях людей со схожими характерами. Кроме того, по желанию предпринимателя водились порядки и правила, работающие на экономию и сбережение. И через некоторое время вся организация с самого верха до самого низа наполнилась людьми прижимистыми и экономными, людьми, у которых в числе главных приоритетов сбережение ресурсов и финансов. Тем самым вся компания унаследовала черты характера (в данном случае прижимистость) своего создателя.
Влияние компании на собственника
И теперь, когда компания создана и функционирует, живёт своей жизнью, обладает своим собственным характером, она начинает влиять и управлять собственником. И если ему захочется принять в компании, то или иное решение, связанное с расточительством, благотворительностью или поощрениями, то руководители и коллектив, подобранные и воспитанные в других нормах, будут против этого и будут противодействовать данному решению. Кроме того, все нормы и правила, которые захочет внедрить руководитель, которые идут в разрез с ранее вложенными установками, также будут вызывать сопротивление и непринятие со стороны коллектива.
Главным образом, влияние бизнеса на собственника заключается в личном общении. Собственник организации, как правило, находится на постоянной связи с основными руководителями, но также может и контактировать с рядовыми сотрудниками. И в ходе этих контактов с сотрудниками компании руководителю передаются информационные сообщения и эмоциональные посылы, которые данные сотрудники в частности и весь коллектив в целом генерируют.
Собственник бизнеса в таком случае начинает смотреть в своё собственное отражение. Если создавая компанию, он был недоверчив, придирчив, склочен и создал коллектив, нормы, порядки и правила, в соответствии с этими чертами своего характера, то уже сформировавшийся коллектив будет таковым: недоверчивым, придирчивым и склочным. Такой коллектив будет генерировать соответствующие информационные сообщения в соответствующей эмоциональной окраске, будет втягивать собственника в собственные разборки и склоки, порождённые своими недоверчивостью, подозрительностью и придирчивостью. И собственник будет вынужден работать в этой атмосфере, которая произросла из того зерна, которое он посадил во время создания организации.
Что посеешь, то и пожнёшь
Народная мудрость.
И даже если собственник компании в процессе своей жизни начнёт меняться к лучшему, станет добрее, научиться относится к людям с доверием и доброжелательностью, то созданная им компания продолжит влиять на него через личные контакты с коллективом в старом ключе, создавая ему дополнительный стресс, эмоциональную нагрузку и негативный информационный фон. И чтобы изменить ситуацию в организации потребуется много времени, воли и эмоциональных сил.
Как изменить своё отражение?
Народные мудрости «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь» и другие очень точно описывают данный механизм, когда собственник сталкивается с последствиями проросшего семени своего характера, которое он сам посадил в почву своего бизнеса, и становится отчасти заложником данных процессов.
Нормы, порядки, правила и сам характер коллектива бизнеса всегда является отражением характера создателя и собственника данного бизнеса. И все черты характера, которые направленны на несправедливость, грубое отношение, повышение стрессового состояния в конечном счёте вернутся к предпринимателю уже в виде подобного отношения к себе со стороны коллектива компании в целом и каждого его участника в частности, в росте его стрессового состояния и эмоциональной нагрузки.
Поэтому, чтобы не пожать плоды горькие отрицательных черт своего характера, конечно, нужно работать над своим характером, становиться добрее, научиться прощать. И всегда помнить, что относится к своему бизнесу, его коллективу и клиентам нужно так, как предприниматель хочет, чтобы относились к нему самому.