Контроль сотрудника и доверие: как не распугать персонал и найти баланс?
16 марта 2021«Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат» – Омар Хайям
18 марта 2021Внутреннее чувство несправедливости произошедшего или происходящего является неотъемлемой частью чувства обиды и всегда к ней приводит. Как ощущение справедливости и несправедливости влияет на наши обиды и почему?
Чтобы не думал человек, и как бы не объяснял себе самому и окружающим свои мотивы и поведение вследствие обиды, за его обидой всегда на внутреннем подсознательном уровне скрывается чувство несправедливости.
Когда идёт дождь, разве мы обижаемся на него за то, что мы промокли или простудились? Нет. Хотя холодный дождь приводит к нашему страданию, обиды не возникает. Если мы обожглись об огонь, то обиды на него у нас не возникает тоже. Мы не обижаемся на естественные процессы, протекающие вокруг нас, потому что мы воспринимаем их как объективные и справедливые. На внутреннем уровне мы исходим из знания о том, что данные процессы не могут протекать иначе: огонь не может не обжигать, а дождь не может не мочить нашу одежду. Мы знаем и на поверхностном уровне, и на глубинном, что такова их природа, и они не могут ничего с этим поделать, и предъявлять им претензии в этой части просто бессмысленно. В этих случаях, если кого-то мы и будем винить, то самих себя за неосторожность и незнание объективной реальности, законов природы.
Совсем иначе мы воспринимаем ситуацию, когда мы промокли или обожглись по чьей-то вине, даже если и по своей. Тогда очень вероятно, что чувство вины в нас родится. Дело в том, что действия людей мы воспринимаем через призму справедливости. И можем легко предъявить претензию человека в том, какое он имел право поступить так или иначе, как он мог сделать то или иное, что привело к нашему страданию. Если явления природы воспринимаются нами на сознательном и подсознательном уровне как явления объективные, которые не будут подстраиваться под нас, а подстраиваться нужно нам, то другой человек воспринимается большинством людей, как субъективная часть мира, которая может (а нередко и должна, по нашему мнению) подстраиваться под нас, стараясь предотвратить наши страдания.
Поэтому нам не приходит в голову обвинять огонь в ожоге, зиму в холоде, вирус в болезни, потому что мы считаем их поведение справедливым, естественным, проходящим в рамках законов Вселенной, но мы легко обвиняем другого человека в том, что он не должен был поступать так или иначе, поскольку считаем, что он может управлять своим поведением, а в отличии от естественных явлений природы. Конечно, свою роль в этом играет и то, что словами на дождь повлиять нельзя, а на человека можно, и начинает казаться, что в отличии от дождя, человеком можно управлять.
Ощущение справедливости и несправедливости на подсознательном уровне не что иное, как принятие и непринятие естественного порядка вещей. Когда человек воспринимает что-то как несправедливое, то он отказывает данное ситуации или событию в их естественности, он утверждает, что всё пошло не потому сценарию, по которому бы было всё справедливым. То есть где-то закралась ошибка или чья-то злая воля. Проще говоря чувство несправедливости – это подсознательное отрицание того, что произошедшее или происходящее происходит в согласии с законами нашего мира, и что по-другому оно происходить не может.
В свою очередь, чувство справедливости тесно связано с внутренним ощущениям того, что всё происходит так, как и должно, и по-другому происходить не может. Чувство справедливости – это принятие и согласие с законами и порядками окружающего мира.
Всё, что мы не считаем справедливым, приводит к душевному страданию, а как следствие к обиде. На огонь не обижаются, потому что полагают что он полностью зависит от законов природы, а они такие, какие есть. А человек якобы может решать, что ему делать, что он наделён свободой воли в отличии от огня, и поэтому его поведение можно оценивать как справедливое, или несправедливое, правильное или не правильное, хорошее или плохое.
Конечно, человек подчиняется законам нашего мира также, как огонь, вода, деревья и горы. Но именно вследствие особенному восприятию человеком других людей, складывается внутренняя убеждённость, что дерево не обладает свободой воли, и его винить и обижаться на него бессмысленно, а человек обладает, а значит должен нести ответственность за свои действия, и его можно винить и имеет смысл обижаться. Конечно, данный процесс протекает не в сознании, и разумеется, человек не принимает осознанного решения, обижаться ему или нет. Это является следствием его подсознательного восприятия мира.