Записки сумасшедшего #2: Летадерп
30 июня 2020Назначение руководителя: психологическая устойчивость и личные качества
14 января 2021В статье рассматривается вопрос о важности эффективного мышления для личного и коллективного успеха. Также о том, что влияет на качество мышления и как управлять эффективностью мышления в коллективах. Также в контексте главной темы рассматривается: информационная политика, социальная инженерия, требования к эмоциональному состоянию руководства и ряд других.
Сама жизнь устроена так, что человеку приходится постоянно выживать как в личном, так и в групповом качестве. Необходимость кормить себя и семью, необходимость конкурировать компаниям за долю на рынке, политическим силам за последователей, конкуренция отделов внутри компаний за финансирование, конкуренция людей за повышение в должности. Конкуренция есть неотъемлемая часть развития и выживания, где победа в конкуренции приводит к улучшению условий, а проигрыш – к ухудшению или вовсе вымиранию. Умение побеждать – это то, что необходимо для выживания, и то, что вынуждает развиваться.
Роль мышления в достижении успеха
На мой взгляд, одной из самых недооценённых областей, которая оказывает решающее значение в вопросах личной и групповой успешности, является психология. Поскольку на данном этапе развития человечества человек является ключевым элементом любой системы, будь то бизнес, политическая сила или любая иная социальная структура, то и роль именно человека и его мышления является ключевым в области работоспособности и эффективности любой системы, частью которой является человек.
Соответственно, именно от человека зависит всё в любой социальной системе. Именно мысли и идеи человека, рождающиеся в его сознании и подсознании, внедряются в реальность или отвергаются, именно от решений человека зависит, куда повернёт та или иная социальная система, что она будет делать, как будет реагировать на вызовы, которые в изобилии генерирует жизнь.
Сам же выбор человека, его идеи и мысли зависят от качества мышления данного человека. Чем качественнее мышление, тем эффективнее будут решения. При этом под качеством мышления не подразумевается опыт или знания. Под качеством мышления подразумевается сам механизм мышления, который отвечает за комплексный анализ поступающей информации, генерацию выводов и формулирование решений.
Главный фактор успеха
Успех любого предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внешние мы в данной статье рассматривать не будет и вернёмся к ним в иных публикациях. А вот внутренние факторы являются наиболее интересными и наиболее существенными.
Главным фактором успеха любого начинания, проекта и социальной системы (бизнес, политическая сила, группы, объединения, иное) является человек и качество его мышления. Именно от того, какие решение будут принимать люди, в каких областях и как они будут действовать, а в чём бездействовать, как будут реагировать на те или иные вызовы как внешние, так и внутренние, от того, насколько их реакции будут актуальны, адекватны и эффективны в конечном счёте и зависит успех общего дела.
Успех каждого – успех общий
Любая социальная система состоит из более чем одного человека. Большие бизнесы насчитывают тысячи и десятки тысяч сотрудников, а такие социальные системы как государства – десятки и сотни миллионов человек. Успех общего дела – развития и выживания всей системы, зависит не только от руководителей этой системы, хотя именно на их плечи ложится основной груз ответственности, поскольку качество их мышления наиболее существенным образом влияет на всю социальную систему и каждого её участника, но также успех зависит от реакций и решений людей на каждой ступени иерархической лестницы социальной системы.
Чем ниже человек находится на иерархической лестнице, тем меньшее влияние оказывают его решения на всю систему в целом. Но хоть влияние и невелико, тем не менее оно есть. И если присутствует какая-то системная ошибка в мышлении этих людей, приводящая к тому, что люди на одном из уровней (даже самом низком) начинают вести себя неконструктивно и неадекватно ситуации, то это при сумме малых величин может оказать существенное деструктивное влияние на всю систему в целом.
Поэтому качество мышление важно не только для руководящего состава, но и для каждого её участника.
Минимизация деструктивного влияния
Человек, являясь главным элементом любой системы, является не только главным фактором для достижения успеха, но и главным механизмом генерации проблем. Именно от неверных решений руководителей или рядовых сотрудников возникает множество сложностей и проблем, которые в пустую потребляют ресурсы системы и могут вовсе привести её к гибели.
Поэтому, когда речь идёт о главном внутреннем факторе успеха любой социальной системы (бизнес, политическая партия, иная организация, отдел внутри организации, коллектив, семья, иное) – человеке, то речь всегда идёт не только об увеличении позитивного влияния человека на систему, но и об уменьшении негативного и деструктивного влияния.
Уровень и генерация проблем коллективом имеет прямую взаимосвязь с их эмоциональным и умственным состоянием, что является частью качества мышления.
Что такое качество мышление?
Мышление – это очень сложный процесс, состоящий из мириад различных элементов и подпроцессов. Данный процесс направлен на сохранение и выживание как индивидуальное, так и групповое. Чем выше качество мышления, тем более эффективно оно в решении задач, стоящих перед индивидом или группой, а также в выполнении своей главной функции – выживании, чем ниже качество, тем хуже результат мышления. Если качество мышления крайне низкое, то особь или группа оказываются на грани вымирания.
Факторы, влияющий на качество мышления
Все приведённые ниже факты разделены условно, поскольку внутри человеческой личности все они одно неделимое целое. Мы же делим их в нашем разборе просто для удобства восприятия.
Главный фактор, который влияет на качество мышления внутри коллектива, это информация. Именно от информации, которая циркулирует в сообществе, зависит эмоциональное состояние членов данного сообщества, а также условные «рельсы», по которым будет двигаться их мышление. Именно в выстраивании подобных рельсов и состоит главная задача руководства любой социальной структуры. Поскольку правильная информация (правильные «рельсы») помогут вашим коллегам и подчиненным автоматически приходить к правильным выводам и решениями, а неверная информационная колея, наоборот, уведёт их от верных и эффективных решений и реакций.
В данном случае речь идёт об информации в самом широком смысле слова – всё имеет значение! И правила, установленные в сообществе, и нормы реагирования в различных ситуациях, и психотип руководителя(ей) и его поведение, тон и контекст информационных объявлений и сообщений, которые делаются в сообществе. Всё это и многое другое имеет значение. Порою одно на первый взгляд маленькое и несущественное правило в случае, если составлено неверно и имеет деструктивный (но не очевидный) потенциал, может дестабилизировать работу целой организации совершенно незаметным образом подтачивая её изнутри, влияя на весь коллектив, выводя его из психологического равновесия.
Об управлении информационными потоками, выстраивании информационных «путей», а также о социальной инженерии мы поговорим в иных публикациях.
Кроме того, информация, в рамках вышесказанного, влияет на эмоциональное состояние человека и группы лиц. А эмоции человека – это крайне существенный элемент в эффективности его мышления. Руководство любой социальной системы должно самым внимательным образом следить за эмоциональным состоянием своим и своих подчиненных. Эмоции обладают огромной созидательной и разрушительной силой, и оставлять эту область без внимания – это всё равно, что водить автомобиль с завязанными глазами – может, конечно, повезёт, но скорее всего – нет.
Критическое значение для устойчивости организации любого типа имеет эмоциональное состояние руководящего состава. Поскольку, как уже было сказано выше, руководитель – это человек, чьи решения обладают наибольшей силой и областью применения. Поэтому деструктивные решения, принятые руководителем под воздействием отрицательных эмоций, будут обладать наибольшей зоной поражения и наибольшей разрушительной силой, в сравнении с деструктивными решениями, принятыми на иных, более низких уровнях иерархической лестницы.
О системах управления эмоциональным состоянием коллектива, а также о требованиях к эмоциональному состоянию руководства и иных лиц, принимающих решения, мы поговорим в иных публикациях.
Повышение качества мышления
Если человек или социальная система хочет становиться сильнее, успешнее, устойчивее, то он (она) неизбежно сталкивается с вопросом повышения качества своего мышления.
Первым шагом в вопросе повышения качества мышления является осознания необходимости такового. Нередко человеку бывает сложно осознать, что те нерешаемые задачи, которые стоят перед ним, являются нерешаемыми только на текущем уровне мышления, а на уровнях более эффективного мышления эти нерешаемые задачи покажутся приятной прогулкой в парке и не более того.
После того, как понимание необходимости повышения качества мышления достигнуто, встаёт вопрос о том, как этого достичь. Конечно, я не имею возможности в данной публикации ответить на данный вопрос в полной мере. Размера данной публикации и даже сотен подобных публикаций не хватит, чтобы описать даже основные элементы данного вопроса. Но мы будем раскрывать данный и все смежные вопросы по данной тематике в других публикациях на этом сайте. Здесь же только обозначим основные направления, в которых должна производиться работа.
Личностный рост и развитие своего мышления
Ещё раз стоит обозначить, что качество мышления зависит не от полученных знаний и опыта – они важны, но вторичны. А от того, как работает головной мозг, как он воспринимает информацию, как он с ней работает. Если брать аналогии из компьютерной техники, то знания и опыт – это данные в памяти компьютера долговременной или оперативной, в то время, как качество мышления – это мощность процессора. Знания не делают человека умнее, а делают его эрудированнее. Он начинает больше знать, но при этом качество работы с имеющейся информацией не возрастает.
При развитии собственного мышления важно уделять внимание развитию целостного и образного мышления, которое функционирует намного быстрее, чем последовательное, вербализованное(1) (это то мышление, к которому все привыкли и которому учат в школе).
Также крайне важным является управление эмоциональным состоянием. Эмоции играют одну из ключевых ролей в повышении качества мышления. Эмоции способны сильно тормозить, либо значительно ускорять мыслительные процессы. Кроме того, такие эмоции, как страх, сильно сужают область восприятия, что делает решения, принятые под влиянием этой эмоции, крайне ограниченными и недальновидными.
Кроме того, для наиболее эффективного развития своей личности будет полезным не только формировать навыки мышления и развивать различные стороны мышления (память, внимательность, концентрация, целостное восприятия, иное), хотя это первично, но и получать знания о работе личности, чтобы понимать и осознавать происходящие внутри процессы.
В целом, когда речь идёт о развитии своего мышления, то перед человеком отрывается безбрежный океан возможностей, путей и направлений.
Повышение качества мышления коллектива
Повышение качества мышления коллектива является не такой простой задачей, как в случае с одним человеком. Повышение качества мышления коллектива возможно по двум сценариям, либо с кооперацией обоих.
- Первый вариант – направить людей на программы развития личности, курсы, тренинги и пр., обязать проходить различные методики и работать над собой. Подобный подход, как правило, бывает не эффективным и не даёт должных результатов, если не учитывать особенностей коллектива, в котором он применяется, и прочих условий. Кроме того, далеко не в каждом коллективе подобный подход возможен по различным причинам. Но данный подход разумно применять при определённых условиях и в нужных дозировках.
- Второй вариант – организация информационной, эмоциональной и иной среды сотрудников специальным образом, который пассивно будет стимулировать умственные способности сотрудников, вызывать в них нужные конструктивные желания, раскрывать их интеллектуальный и творческий потенциал. Данный подход требует дополнительной компетенции от организатора данных процессов и сам по себе является сложным во внедрении и применении. Но именно данный подход имеет наибольшее влияние и при должной организации высокую результативность.
- Третий вариант – это синергия(2) двух предыдущих вариантов. Данный подход при грамотной реализации даст наиболее существенные результаты и приведёт к качественному и существенному росту эффективности мышления в среднем по коллективу, что в свою очередь самым благостным образом скажется на эффективности, результативность и достижениях самого коллектива.
Заключение
Качество мышления является ключевым аспектом устойчивого развития, выживания и процветания. Качество мышления зависит от множества факторов, основным из которых является информационное пространство человека, которое в свою очередь, влияет на его эмоциональное состояние.
Информационное пространство, окружающее человека, способно в значительной мере увеличивать продуктивность и эффективность мышления человека или же снижать.
Руководству социальных структур и организаций важно следить за информационным пространством своего коллектива, а также за эмоциональным состоянием своим и своих подчинённых.
Грамотно организованная работа с информационным полем организации может в значительной степени повысить качество мышления её сотрудников, что прямо и существенным образом скажется на продуктивности всего коллектива, приведёт к росту его устойчивости, скорости его развития и уровня благосостояния.
- Вербализация – процесс проговаривания, словесное описание внутренних переживаний: эмоций, чувств, ощущений, мыслей, пр. ↩︎
- Синергия – взаимное усиление двух и более факторов, при котором результат усиления является большим нежели простое суммирование сил взаимодействующих факторов. ↩︎