«Если ты ненавидишь, значит тебя победили» – Конфуций
17 января 2020Постоянно раздражённые люди: как к ним относиться и реагировать?
19 января 2020Существует огромное количество различных методик саморазвития. Человек, который решил работать над собой, нередко оказывается перед сложным выбором. Давайте попробуем разобраться, какую методику выбрать для своего саморазвития!
О саморазвитии человека
Люди постоянно стремятся стать лучше, научиться новому, обрести новые навыки и умения. Подобное стремление встроено в нас и является неотъемлемой частью нашей природы и естества. Спрос рождает предложение. Создано и постоянно создаётся огромное количество различных методик саморазвития для развития своей личности и души. И в этой пестроте, как правило, бывает очень сложно определить, что же нам на самом деле нужно и что может реально нам помочь в решении наших практических и духовных задач. Вначале мы разберём различные параметры методик, на которые стоит обращать внимание при их выборе, а в конце поговорим о том, почему не столь важна сама методика, сколько важен наш подход к ней.
Выбор начинается с понимания себя
Прежде, чем приступать к выбору методики, необходимо решить для себя несколько вопросов, связанных с этим.
Во-первых, если пункт назначения неизвестен, то никакой ветер в парусах не будет попутным. Поэтому для начала необходимо определиться с тем, чего мы хотим достичь и какие результаты получить. На самом деле это отнюдь не простой вопрос. Нередко человек только думает, что знает свои желания, а на практике оказывается, что его понимание своих желаний крайне размыто и далеко от реальности. Нередко человек выдаёт средства достижения желаний за сами желания. Например, человек хочет делать зарядку, о чём заявляет. Но на самом деле зарядку делать он не хочет, он хочет иметь подтянутую фигуру, которую можно получить пря занятиях зарядкой. А зарядка – это только средство, а не цель.
Во-вторых, необходимо оценить силу своего желания. Это тоже важно. Поскольку невнятное, слабое хотение никогда не приносит результата. На него не стоит даже тратить время. А если желание сильное, то его непременно нужно реализовывать, в противном случае будучи нереализованным, оно будет мучить нас если не на сознательном, то уж точно на подсознательному уровне.
Выбор методики саморазвития
Существует огромное количество разнообразных методик, отличающихся подходам, философией, атрибутикой, направленностью и многим другим. Давайте рассмотрим вопрос выбора методики саморазвития с разных сторон!
Новое – хорошо забытое старое
За прошедшие времена было создано и создаётся в настоящее время огромное количество различных методик. Но человеческая психология и механика души не претерпели изменений за последние тысячелетия. Основа человеческой личности, её базовые основы, потребности и проявления всё те же, что и десять тысяч лет назад. Именно поэтому, мудрости и различные подходы, выработанные тысячелетия назад, эффективно работают и сейчас. Потому что человек такой же, что и тогда.
Очень многие методики являются просто повторами старых истин, завёрнутыми в новую упаковку. Заменяются слова, обозначения, символика, но внутренняя суть остаётся такой же. Поэтому внешняя пестрота и различие многих методик саморазвития между собой, зачастую является исключительно внешним фактором. То есть они отличаются только упаковкой, но не своей сутью, пересказывают одно и тоже разными словами, под разную музыку, с разной атрибутикой, но одно и тоже.
Как следствие, не стоит думать, что всё разнообразие различных методик саморазвития и подходов к саморазвитию является доказательством уникальности каждой методики. Это не так!
Подлинная причина создания методики
В то время, когда саморазвитие и личностный рост является эффективным способом заработка для тренеров, учителей и гуру, разработка методик саморазвития ставится на поток для продажи. Методики саморазвития производятся как на конвейере по очень простой схеме: взять известное, назвать новыми словами и продавать, или взять разное из разных методик, объединить, назвать новыми словами и продавать. Методики саморазвития начинают разрабатываться не для развития человека, а для продажи данных методик и обогащения их создателей. В этом, конечно, нет нечего плохого, каждый зарабатывает как может, но важно не попадаться в эту ловушку самому.
Как же в неё не попасть? Научиться оценивать то, насколько тот или иной проект является коммерческим. Если методика преподносится как совершенно новая, инновационная, сверхэффективная и не имеющая аналогов, то скорее всего (но не всегда!) перед нами коммерческий проект, который создан для извлечения денег из покупателей. Также существует множество других косвенных признаков, которые, конечно, не являются гарантией верного определения, но могут помочь сберечь своё время, деньги и силы.
Новизна, уникальность и инновационность
Самые подлинные и работающие истины о человеческой природе, уме и душе известны уже многие тысячелетия. Они стали плодом работы десятков и сотен мудрейших людей своего времени, чьи мудрые изречения прошли порою через тысячелетия, доказывая свою актуальность и эффективность. В то время, как мысли и идеи, неработающие и не имеющие отношения к реальности, не сохранились, были забыты народом в силу своей невостребованности.
Поэтому все основные знания о природе человека, его психологии, смыслах и механике души известны уже тысячелетия. А поскольку нечего нового в самом человеке за последние тысячелетия нет, то и всё, что работало тогда, работает и сейчас.
Многие методики саморазвития, претендующие на свою новизну, уникальность и инновационность, на самом деле являются пересказанными новыми словами и переоформленными старыми истинами. Это вовсе не значит, что все современные методики саморазвития такие, но то, что большинство из них такие, это точно. Дело в том, что создать что-то действительно новое в области саморазвития можно только на ещё более глубоком уровне понимание природы человека, а этот дар дан очень немногим. Поэтому действительно великих новых течений и методик единицы, а методик, являющихся просто коммерческими проектами, большинство.
Практика и теория
В различных методиках саморазвития соотношение практики и теории в общем времени обучения имеет разные пропорции. Какие-то методики больше уделяют внимание теории, иные – практике. Необходимо для начала понять, что именно требуется вам: теория или практика? Для этого нужно понять, что вы ищете: понимание или результаты?
Теория может дать понимание тех или иных процессов, а практика даёт тренировку навыков и способностей. Хорошо, когда методика совмещает обе составляющие в гармоничной пропорции (исходя из целей методики). Также важно помнить, что теория должна быть неотрывно связанна с практикой. Если вы не можете проверить на практике теоретические выкладки той или иной методики, и получить от этой теории какой-то ощутимый результат, то это не лучшее вложение своих времени и сил. Поскольку теория и практика, понимание и навыки должны идти рука об руку. Теория без практики мертва, а практика без теории опасна.
Поэтому необходимо подходить при выборе методики саморазвития из учёта того, как сбалансированы в ней между собой теория и практика.
Создатели методик саморазвития
Много методик рождаются и умирают, потому что они нерезультативны. Они создаются либо ради извлечения коммерческой прибыли, либо под влиянием человека, который что-то понял, но практика показала, что понял что-то не то (то есть не понял). Поэтому важно, чтобы методика могла показать результат. Не пообещать, не посеять надежду, а показать.
Если методика учит внутреннему спокойствию, а её создатель или педагоги нервозны или вспыльчивы, то вероятно они не знают, как достичь внутреннего спокойствия, и данная методика может привести куда угодно, но только не к спокойствию. Или бизнес-тренер учит, как стать миллионером, при этом он сам таковым не является или стал таковым как раз на продаже своих курсов «Как стать миллионером». Очевидно, что он не знает, как им стать, поэтому у него можно поучиться только создавать и продавать курсы по тому, как стать миллионером, но не самому этому процессу (стать миллионером) в других областях бизнеса. И так во всём остальном.
Персона, личность и личные достижения создателя методики крайне важны для определения начинки самой методики. Перефразируя известную фразу, можно сказать: «Покажи мне создателя методики, а я расскажу к чему ты по ней придёшь». Будьте внимательны к данному вопросу.
Всё зависит от вас
Мы разобрали некоторые аспекты выбора методики саморазвития, а сейчас скажем об ответственности самого человека. Дело в том, что любая методика – это инструмент. Инструмент может быть удобным или неудобным, эффективным, малоэффективным или неэффективным, но результат использования любого инструмента в первую очередь зависит о самого человека.
Если человек безответственно подходит к делу, сомневается, не уверен, пасует в сложных ситуациях, то никакой даже самый эффективный и современный инструмент не будет ему помощником. И наоборот если человек упорен, настойчив, верит в результат, то даже негодными средствами он сможет свершить великие дела.
Поэтому хоть выбор методики или методик саморазвития для себя важен, тем не менее ключевым аспектом является внутренний настрой, упорство и настойчивость, вера в результат и непоколебимое намеренье достичь поставленных целей. В таких условиях даже слабые методики могут показать головокружительные результаты.
Заключение и итог
Стремление к саморазвитию встроено в человеческую психику и является неотъемлемой частью природы человека. Люди, которые целенаправленно занимаются своим развитием, либо планируют начать это делать, нередко бывают озадачены огромным изобилием и разнообразием различных методик, систем, подходов и направлений в области саморазвития.
Но подобное разнообразие является обманчивым, поскольку большинство методик саморазвития являются простыми переделками других методик или созданы на основе старых и известных истин в новой, красочной упаковке. Поэтому важно научиться смотреть под упаковку и красочный переплёт. Очень многие методики, выдающие себя за совершенно новые, уникальные и инновационные являются просто пересказом новыми словами старых истин.
Также огромное значение играет личность и достижения самого создателя и педагогов методики. Если создатель и педагоги не могут показать достижений в областях, на которые направлена методика, то скорее всего занятия по ней будут пустой тратой времени.
Но в конечном счёте всё зависит от самого человека: от его упорства, настойчивости и веры в результат. С помощью этих качеств даже от слабой методики можно получить удивительные результаты. Подходя же с сомнением и ленью к методике, даже самая отработанная и эффективная методика окажется беспомощной.